Татьяна Лемешева
Многофункциональные панно в работе с детьми с ЗПР.
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Но если речь идет о детях с особыми образовательными потребностями, то традиционных методов и приемов здесь будет недостаточно. Что такое ЗПР? Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Звучит не слишком приятно, правда? К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.
Публикация «Многофункциональные панно в работе с детьми с ЗПР,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Основные трудности, которые испытывают дети, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
При всем при этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка. На протяжении нескольких лет, наблюдая за развитием детей с ЗПР, нами подбирались наиболее эффективные пути преодоления и коррекции познавательно - речевой сферы дошкольников с особыми образовательными потребностями. Одним из таких путей коррекционно-развивающей работы являются - многофункциональные панно.
Детям с задержкой психического развития требуется неоднократное повторение, длительное закрепление приобретенных, во время занятий познавательного цикла, знаний, умений и навыков. Помимо этого, основной целью предшкольной подготовки детей с ЗПР, является формирование умения пользоваться полученными знаниями и умениями, применять их в конкретных ситуациях. Кроме того, педагогам, работающим с детьми с ЗПР, известно, что самые прочные знания, умения и навыки формируются в процессе такой деятельности, которая активизирует как можно больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и др.). В связи с тем, что дети с ЗПР требуют к себе особого индивидуального подхода, в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет используются развивающие пособия – многофункциональные панно. Многофункциональные панно используются в работе с дошкольниками, как на занятиях познавательного цикла, так и для совместного или самостоятельного закрепления полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности. Многофункциональные панно позволяют активизировать все психические процессы ребенка: внимание, мышление, восприятие, память и т. д. Что позволяет осуществлять коррекцию нарушений интеллектуальной сферы. В самостоятельной свободной деятельности работа с многофункциональными панно позволяет ребенку самостоятельно или под косвенным руководством педагога закрепить полученные знания умения и навыки.
Многофункциональные панно могут использоваться педагогом на занятиях по любому разделу обучения и воспитания. Основная цель использования – развитие высших психических функций, установление элементарных связей, закономерностей. Особенностью использования многофункциональных панно является то, что такая работа позволяет формировать планирующую функцию речи. С помощью многофункционального панно ребенок самостоятельно может спланировать предстоящую работу, а по окончании своей деятельности ребенок представляет подробный устный отчет о проделанной работе. Формы работы с интерактивным панно могут быть разнообразными. На начальных этапах работы с панно происходит накопление и систематизация знаний по различным разделам программы на занятиях. Далее педагог в совместной (обучающей) деятельности с ребенком при работе с панно закрепляет знания и формирует навыки использования полученных знаний в каждой конкретной ситуации. На более продвинутых этапах работы с интерактивным панно у ребенка формируется умение самостоятельно оперировать с панно. На этом этапе ребенок может не только отчитаться о проделанной работе, но и проанализировать как свою деятельность, так и деятельность своего товарища.
Одним из примеров многофункционального панно можно рассмотреть двустороннее панно «Занимательные фигуры» (автор Лемешева Т. А).
Это панно используется как на фронтальных, так и на индивидуальных коррекционо - развивающих занятиях, а также в свободной от занятий деятельности. Данное панно позволяет формировать и закреплять знания, умения и навыки по самым сложным разделам программы «Развитие элементарных математических представлений» : графический образ цифр, состав числа из двух меньших, количество и счет, геометрические фигуры, величина и другие.
Еще один пример многофункционального многофункциональное панно «Будь внимателен!» (автор Лемешева Т. А)
позволяет формировать не только высшие психические функции такие как, зрительное восприятие, внимание, мышление, но и помогает в закреплении полученных знаний. Если мы работаем по развитию ВПФ, то вместо цифр используем предметные картинки ( например: «Найди пару», «Что сначала, что потом?» (серия из двух картинок). Также это панно используется как вариант слоговых таблиц при обучении детей чтению (вместо цифр в окошечки вставляются изученные буквы). На фото представлен вариант работы с цифрами (соотнесение графического образа цифры и количества) Еще одно многофункциональное панно «Грамотейка» (автор Лемешева Т. А)
используется на занятиях по развитию фонематического восприятия (старшая группа для детей с ЗПР) и на занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. А в самостоятельной деятельности дети закрепляют звукобуквенные связи, сравнивают звуки по акустико-артикуляционным признакам, учатся давать характеристику звуков, подбирать слова на заданный звук, составлять предложения с заданными словами и т. д.
Таким образом, использование многофункциональных панно в работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития обеспечивает более прочное усвоение знаний по всем разделам программы обучения и воспитания в детском саду, формирует устойчивые навыки и умения. А самое главное позволяет научить ребенка использовать полученные знани, самостоятельно устанавливать взаимосвязи и закономерности, находить нужные и верные пути решения поставленной задачи и т. д. Все эти качества и умения необходимы ребенку для дальнейшего успешного обучения.