ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА
Многофункциональное пособие «Волшебный домик знаний» как средство речевого развития дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей со сложными речевыми нарушениями. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать речевую активность воспитанников. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одним из таких в нашей группе стало многофункциональное пособие «Волшебный домик знаний»
Публикация «Многофункциональное пособие „Волшебный домик знаний“ как средство речевого развития дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Данное пособие представляет собой уменьшенную копию сказочной избушки, что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей, напоминая всеми любимые сказки. Учитывая разнообразие игр, упражнений, различных заданий, содержащихся в «Волшебном домике знаний» каждый ребенок при работе с ним, сможет удовлетворять свои интересы и реализовывать свои возможности.
Цель: развитие речевой активности дошкольников с ТНР посредством игр с многофункциональным дидактическим пособием «Волшебный домик знаний»
Задачи:
- формирование фонетических и лексико-грамматических средств языка;
- актуализация и обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи;
- совершенствование артикуляционной и мелкой моторики;
- учить взаимодействию друг с другом и воспитателем;
- развитие языкового чутья, творческих способностей.
Описание конструкции: домик состоит из 4 разворотов, изготовленных из тонкого пластика, на каждом из которых размещены кармашками в виде окошек с лицевой стороны (стилизованное наборное полотно). Створки домика скреплены между собой кольцами и могут образовывать стены домика, превращаясь в настоящую избушку.
Описание практической деятельности, организованной на основе пособия.
Педагог читает стихотворение:
В этой сказочной избушке
Проживают не зверушки,
Не смешные человечки,
А различные словечки!
Раз, два, три!
Расселить их помоги!
В зависимости от варианта игры, в кармашки помещаются картинки со словами, тщательно анализируются в соответствии с игровыми задачами. Чердачное окошко-кармашек является местом для карточки с заданием, например, в нем может располагаться карточка - схема для определения места звука в слове, наличия звука в слове, определения ударного слога и т. п. Задания для разных возрастных категорий важно подбирать по уровню сложности.
Варианты игр и игровых упражнений.
Упражнение «Гимнастика для Язычка»
Цель: совершенствование артикуляционной моторики.
Материал: карточки для артикуляционной гимнастики с образцами упражнений.
Ход игры. В кармашки – окошечки помещаются карточки с образцами артикуляционных упражнений. Игра заканчивается, когда все запланированные упражнения выполнены.
Игра «Подбери слова к звуку»
Цель: подбор слов с определенным звуком.
Материал: на чердачном окошке — буква; предметные картинки с изучаемым звуком и другими звуками для дифференциации.
Ход игры. Дети отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.
Игра «Подбери слова к схеме»
Цель: нахождение места звука в слове (в начале, середине или конце).
Материал: карточки со схемами расположения звука в словах (в клеточке звук в начале, середине или конце схемы, предметные картинки с изучаемым звуком в разной позиции.
Ход игры. Педагог ставит в кармашек – чердачное окошко карточку со схемой изучаемого звука в слове. Ребенок определяет позицию звука в словах: если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, то берет картинку и ставит ее в кармашек-окошко. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.
Игра «Посчитай слоги (звуки) в словах»
Цель. определении количества слогов (звуков) в словах.
Материал. На чердачном окошке — цифра, предметные картинки со словами, состоящими из 1 (2, 3, 4, 5) слогов (звуков).
Ход игры. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество слогов (звуков). Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.
Игра «Ударение в словах»
Цель: нахождение ударного слога в слове.
Материал: карточки со схемами расположения ударения в словах, предметные картинки с изучаемым звуком в разной позиции.
Ход игры. Педагог ставит в кармашек – чердачное окошко карточку со схемой слова с ударением на 1 (2, 3) слоге. Ребенок определяет ударный слог в словах: если местонахождение ударного слога соответствует схеме на карточке, то берет картинку и ставит ее в кармашек-окошко. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.
Игра «Слова наоборот»
Цель: ознакомление детей со словами-антонимами
Материал: картинки со словами с противоположным значением
Ход игры. Из четырех слов, расположенных в кармашках-окошечках, ребенок выбирает только те, которые являются парными по противоположному признаку. Остальные картинки убираются.
Игра «Играем в сказку»
Цель: активное коммуникативное общение детей
Материал: плоскостные изображения атрибутов и героев сказок с кусочками липучей ленты «велькро» с тыльной стороны (для крепления на коврограф).
Ход игры. Дети берут на себя роли героев из сказки и передают содержание сказки, одновременно помещая фигурки персонажей на коврограф. (С помощью данных героев можно придумывать и «свои» сказки.)
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие вербального мышления
Материал: предметные картинки.
Ход игры. Детям предлагается выбрать из четырех картинок лишнюю и объяснить свой выбор (картинки могут быть подобраны по лексической теме, по наличию звука в словах, по месту звука в словах, по ударному слогу, по количеству звуков (слогов) в словах и т. д.)
Игра «Что изменилось»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания
Материал: предметные картинки.
Ход игры. Детям предлагается запомнить расположение картинок на наборном полотне, после этого все закрывают глаза. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руку и называет.
Игра «Такой же, как …»
Цель: развитие восприятия, вербального мышления (подбор предметов, схожих по фактуре, опираясь на жизненный опыт ребенка)
Материал: подобрать картинки с предметами, схожими по тактильным ощущениям или визуально похожие (пушистые – кошка, лиса, шапка и т. д. ; шершавые – асфальт, тёрка, кора дерева и т. п.)
Ход игры. Ребенку предлагается подумать, кто (что) бывает пушистым (колючим, шершавым, твердым, гладким) и подобрать подходящие картинки из имеющихся.
Результаты практики.
В результате регулярного использования многофункционального пособия «Избушка-говорушка» у воспитанников обогатился активный словарь; наблюдается положительная динамика в развитии связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; эффективнее протекает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, звуковой аналитико-синтетической активности.