Хисматова Лиана Робертовна
Многофункциональное логопедическое пособие для детского сада «Речевая полянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация пособия «Речевая полянка»
Многофункциональная дидактическая логопедическая игра «Речевая полянка» является авторской разработкой, которая используется для:
• коррекции звукопроизношения;
• развития фонематического восприятия;
• развития связной речи;
• обучения грамоте;
• развития грамматического строя речи;
• активизации и обогащения лексики;
• развития познавательных процессов (зрительную память, мышление, воображение);
Публикация «Многофункциональное логопедическое пособие для детского сада „Речевая полянка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
• развития мелкой моторики.
Сведения об авторе: учитель – логопед Хисматова Лиана Робертовна, место работы МБДОУ Детский сад №1 «Алёнушка» городского округа город Октябрьский, Республика Башкортостан.
Актуальность
По результатам мониторинга в последнее время нарушения произношения у детей увеличиваются как количественно, так и качественно. Опыт моей работы показывает, у воспитанников с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. Поэтому в ходе своей работы, я стараюсь разнообразить игры, наглядный и раздаточный материал.
Для дошкольников работа по автоматизации звуков бывают зачастую трудна и однообразна. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях.
Материал для автоматизации звуков преследует не только цели закрепления правильного звука, но и вводят дошкольников в игровую ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач, развивают речь, фонематический слух, обогащают и активизируют словарь, устраняют грамматические недостатки речи, закрепляют звуковой анализ и синтез слов.
В процессе работы с дидактическим пособием «Речевая полянка» дошкольники учатся понимать и употреблять термин «звук, слово, предложение», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, устанавливать последовательность звуков в слове, осознают звуковой и слоговой состав слов, дифференцировать звуки по твердости и мягкости, звонкости и глухости.
Таким образом, обучение с применением данного игрового пособия позволяет повысить интерес к занятиям, создать предпосылки для мыслительных процессов, т. е. ребенок, играя, забывает о том, что он учится.
Описание пособия
Пособие представляет собой квадратный, переносной, магнитный стенд с красочным рисунком. Размер стенда 80x80см. Рисунок – цветочная полянка с тропинкой, по которой ползут две улитки. На улитках крепятся картинки на магнитной основе в зависимости от автоматизации звуков (свистящих, шипящих, сонорных групп звуков). Так же на улитках можно прикрепить картинки по лексической теме. На полянке растут цветы (красный цветок – гласный звук, синий цветок – согласный твердый звук, зеленый цветок – согласный мягкий звук, синий звенящий цветок – согласный твердый звонкий звук, зеленый звенящий цветок – согласный мягкий звонкий звук). На солнце стрелки для того, чтобы воспитанники могли выбрать картинку по заданию взрослого. Облака на слоговой анализ слов, облако с цифрой 1 – один слог в слове, с цифрой 2 – два слога в слове, 3 – три слога в слове, 4 – четыре слога в слове (см. Рисунок 1).
Назначение пособия
Пособие «Речевая полянка» используется на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях с воспитанниками. Данное пособие рекомендуется не только логопедам, но и воспитателям для коррекции речи у дошкольников с нарушением речи.
Рисунок 1
Игры и упражнения с использованием пособия «Речевая полянка»
Игра «Улитка весело ползёт, нам картинки везёт»
Цель: автоматизация звуков в речи дошкольника.
Материал: магнитный стенд, картинки с изображениями предметов на заданный звук.
Описание: Логопед читает стихотворение:
Улитка медленно ползёт,
Качаясь на листке,
Улитка целый день несёт
Картинки на себе!
Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки.
Игру можно провести с двумя детьми, один ребенок работает с одной улиткой, другой со второй улиткой (см. Рисунок 2).
Рисунок 2
Игра «С улиткой поиграй и посчитай»
Цель: автоматизация звуков в речи, закрепление в речи дошкольников согласования существительных с числительными.
Материал: магнитный стенд, картинки с изображениями разного количества предметов на заданный звук.
Описание: Логопед читает стихотворение:
Улитка медленно ползёт,
Качаясь на листке,
Улитка целый день несёт
Картинки на себе!
Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.
Игру можно провести с двумя детьми, один ребенок работает с одной улиткой, другой со второй улиткой (см. Рисунок 3).
Рисунок 3
Игра «С улиткой играй и цвета называй»
Цель: автоматизация звуков в речи дошкольника, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков.
Материал: магнитный стенд, картинки разноцветных предметов на заданный звук.
Описание: Логопед загадывает загадку :
Теремок, гляди, ползёт.
На себе его везёт,
Хозяюшка богатая,
Хозяюшка рогатая!
У улитки в теремке
Разноцветные игрушки!
С улиткой будем мы играть
И цвета называть!
Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая звуки, и называет прилагательное, обозначающее цвет.
Игру можно провести с двумя детьми, один ребенок работает с одной улиткой, другой со второй улиткой.
Игра «Найдем картинку у другой улитки»
Цель: автоматизация поставленных звуков в речи, закрепление в словаре дошкольника слов антонимов.
Материал: магнитный стенд, картинки с предметами, обозначающими признаки (узкий, высокий, острый, горячий, большой и другие).
Описание: Логопед читает стихотворение:
У меня девиз простой –
«Всё своё, ношу с собой!»
Две антенны над калиткой
Домик свой несёт улитка!
Ребёнок подбирает прилагательное к картинке у улитки, а затем находит антоним к прилагательному из предложенных картинок на другой улитке.
Игру можно провести с двумя детьми, один ребенок работает с одной улиткой, другой со второй улиткой.
Игра «Поможем улитке»
Вариант 1.
Цель: автоматизация поставленных звуков в речи, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.
Материал: магнитный стенд, картинки на заданный звук и одна картинка на другой звук.
Описание: Логопед читает стихотворение:
Улитка медленно ползёт,
Качаясь, картинки на себе везет,
Ты улитке помоги
Лишнюю картинку убери!
Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки. Определяет на какой звук начинаются все слова, находит лишнее слово на другой звук и убирает данную картинку.
Игру можно провести с двумя детьми, один ребенок работает с одной улиткой, другой со второй улиткой.
Вариант 2.
Цель: совершенствование умения выделять первый или последний звук в названии картинки и давать его характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой).
Материал: магнитный стенд, картинки.
Описание: Логопед читает стихотворение:
Улитка медленно ползёт,
Качаясь, картинки на себе везет,
Ты улитке помоги
Лишнюю картинку убери!
Ребёнок выбирает картинку и определяет первый или последний звук в названии предмета, изображенного на ней. В зависимости от звука крепит картинку на цветы: красный цветок – гласный звук, синий цветок – согласный твердый звук, зеленый цветок – согласный мягкий звук, синий звенящий цветок – согласный твердый звонкий звук, зеленый звенящий цветок – согласный мягкий звонкий звук.
Игру можно провести с двумя детьми, один ребенок работает с одной улиткой, другой со второй улиткой (см. Рисунок 4).
Рисунок 4
Упражнение «Найди картинки»
Цель: совершенствование фонематического слуха, автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики.
Материал: магнитный стенд, картинки.
Описание: дети выбирают картинки на заданный звук и помещают их на лучики солнышка, правильно проговаривая слова.
Упражнение «Выбери лишнюю картинку»
Цель: совершенствование фонематического слуха, развитие навыка звукового анализа слов, автоматизация поставленного звука в речи дошкольника.
Материал: магнитный стенд, картинки.
Описание: предлагаются детям на лучике солнца картинки, названия которых начинаются на один звук и одна или две картинки на другой звук, дети находят эти картинки и показывают стрелками.
Упражнение «Найди пару»
Цель: совершенствование фонематического слуха, закрепление навыка в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развитие познавательных процессов и мелкой моторики.
Материал: магнитный стенд, картинки.
Описание: на лучики солнца помещают картинки с изображением (например, кот – рот, коза – роза, трава – дрова, лак – рак). Дети выбирают пару к картинке, название которой отличается одним звуком, и указывают стрелками (см. Рисунок 5).
Рисунок 5
Упражнение «Собери предложение»
Цель: совершенствование связной речи, развитие воображения.
Материал: магнитный стенд, картинки.
Описание: на лучиках солнышка картинки, логопед стрелками указывает на них, дети по указанным картинкам составляют предложения (см. Рисунок 6).
Рисунок 6
Упражнение «Найди предлог к картинке»
Цель: совершенствование связной речи, навыка пользования в речи предлоги, упражнение в чтении слогов.
Материал: магнитный стенд, картинки.
Описание: на лучиках солнышка картинки (на картинках изображено действие, например: Машина выезжает из гаража. Яблоко падает с дерева. Мальчик залез на забор. и т. д.) и картинки – схемы с предлогами ( например: из, с, на, под и т. д.). Ребёнок должен правильно подобрать предлог к картинке и указать стрелками (см. Рисунок 7).
Рисунок 7
Упражнение «Посади картинку на облако»
Цель: автоматизация поставленного звука в речи дошкольника, совершенствование навыка деления слов на слоги.
Материал: магнитный стенд, картинки.
Описание: дети называют картинку, делят слово на слоги, определяют сколько слогов в слове и в соответствии с количеством слогов сажают на облако (один слог – облако 1, два слога – облако 2 и т. д.) (см. Рисунок 8).
Рисунок 8
Упражнение «Составь звуковую дорожку»
Цель: автоматизация поставленного звука в речи дошкольника, совершенствовать умения делать звуковой анализ слов, развивать фонематический слух, мелкую моторику.
Материал: магнитный стенд, картинки, набор магнитов красного, зеленого, синего цвета.
Описание: дети называют картинку, выкладывают из магнитов звуковую схему на данное слово (красный магнит – гласный звук, синий магнит – согласный твердый звук, зеленый магнит – согласный мягкий звук) (см. Рисунок 9).
Рисунок 9