Светлана Коропотухина
Многофункциональное игровое дидактическое пособие «Кукла «Гномик Лиля»
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное игровое дидактическое пособие для детей дошкольного возраста кукла «Гномик Лиля»
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формирование и обогащение музыкального кругозора детей;
- формирование мотивации и интереса к музыкальному искусству;
- развитие звуковысотного, ладового и тембрового слуха, музыкальной памяти и творческого воображения;
Публикация «Многофункциональное игровое дидактическое пособие „Кукла „Гномик Лиля“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2023
- совершенствование коммуникативных навыков, создание положительной обстановки на занятиях.
Куклу можно использовать для выполнения практически любых задач. Например, она с удовольствием послушает вместе с детьми музыку, а также Она является прекрасным собеседником в диалоге, причем голос ее меняется в зависимости от обстоятельств.
При необходимости на куклу прикрепляется фартучек для демонстрации картинок или пристегиваются тематические круги Луллия. При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты: например, ввести куклу только для того, чтобы дать задание или для сюрпризных моментов. Чтобы интерес детей не угасал делается перерыв в использовании. После перерыва она опять «встречается» с ребятами и воспринимается детьми как старый добрый друг.
Самодельная кукла у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это пособие-помощник, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение.
Гномик «Лиля» может пополняться дополнительными предметами, она разнообразит развивающую среду в группе и развивает у детей познавательную и творческую активность.
Целенаправленное, систематическое использование метода работы с куклой на занятиях, в свободной деятельности детей, на индивидуальных занятиях позволяет значительно расширить и закрепить круг знаний, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.
Предлагаемые игры:
1.«Веселинка и грустинка»
Целью представленного пособия является обучение детей определению музыкальных ладов: мажора и минора.
Пособие может быть использовано в музыкальной и театрализованной деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Представлено с 2-х сторон веселая и грустная, разному настроению соответствует и цвет наряда куклы. Дополнительно прилагаются съёмные кармашки и ламинированные картинки (весёлые, грустные).
В ходе занятия музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыку и определить, к какому музыкальному ладу она относится.
Привожу здесь авторскую сказку, которую дети могут показать в рамках театрализованной деятельности с помощью куклы
Сказка про Веселинку и Грустинку
Автор Ю. Семушина
Жили в маленькой глубинке
Веселинка и Грустинка.
Веселинка всё смеялась,
А Грустинка всех боялась.
Веселинка – хохотушка,
Щёчки у неё в веснушках.
А грустинка, как старушка,
Ходит словно развалюшка.
Веселинка вдруг споткнётся –
И не плачет, а смеётся.
Грустинка стонет то и дело –
Всё, бедняжке, надоело.
Очень любят петь сестрички,
Две сестрички-невелички.
Только разный лад у песен:
То он весел, то невесел…
Веселинка запоёт –
Радуется весь народ!
Как Грустинка петь начнёт –
Печаль в глазах у всех мелькнёт.
Но живут сестрёнки дружно,
Ведь дружить им очень нужно!
Надо, чтоб любой ребёнок
Песни все их знал с пелёнок!
2. Тематические круги Луллия (в форме фартучка) :
а) «От рёва и до свиста- три в музыке РЕГИСТРА!»
Закрепить знания детей о музыкальных регистрах (низкий, средний, высокий). Формирование понятий и представлений: регистр, звуковысотность, соотношение картинки и высоты звука. Музыкальный руководитель зовет детей к фортепиано, показывает верхний, средний и нижний регистр. Затем, дети садятся на стульчики. Музыкальный руководитель показывает картинки: мышка, лисичка, медведя (другой вариант игры – картинки: бабочки, зайчик, волк). Затем просит под музыку (игра музыкального руководителя) показать движениями соответствующих героев.
б) Жанры в музыке
(песня, танец, марш).
Задачи: Развивать музыкальную память, воображение. Закреплять в игровой форме знание музыкальной терминологии. Гномик Лиля знакомит детей, используя стихотворную форму:
Три жанра в музыке у нас,
Все знают: Песня, танец, марш!
Под марш идём мы на парад,
Чеканит шаг за рядом ряд.
Под песню – куколок качаем
И с песней Новый год встречаем!
А танцев разных в мире сколько,
Что хочешь - попляши под польку,
Иль в вальсе тихом закружись,
Иль в пляске русской покажись!
Ты маршируй, пляши и пой,
Но не забудь стишок простой:
Три жанра в музыке у нас…
Запомнил? Песня, танец, марш!
После прочтения стихотворного текста Лиля предлагает детям определить жанры музыкальных произведений. Заранее оговаривается, как дети будут отвечать: словесно (индивидуально или хором, выполнять характерные движения под музыку или поднимать карточки того же цвета, что и соответствующий данному жанру (изображенный на панно стрелочками).
в) Виды жанров музыки:
следующим этапом жанровые понятия усложняются - каждый жанр рассматривается более подробно, т. е классифицируются по группам: виды марша, виды песен и виды танцев.