Юлия Смирнова
Многофункциональное дидактическое пособие «Математический куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из моих методических разработок является дидактическое пособие, которое я назвала «Математический куб. Данное пособие используется в организованной образовательной деятельности при решении задач индивидуального развития по формированию математических способностей и в самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Математический куб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2019
Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями, выполненный из картона, обклеенный ковролином и плоскостные изображения предметов, цифр, геометрических фигур, математических знаков. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.
Варианты игр
I. Геометрические фигуры
Цель: - учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб;
- учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Ход игры:на 6 гранях куба прикреплены геометрические фигуры, воспитатель предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их.
Ход игры: на 4 гранях куба прикреплены геометрические фигуры, на 5 грани куба – картинки. Воспитатель предлагает детям соотнести геометрические фигуры с предметами окружающего мира (в игре могут участвовать сразу 4 ребёнка).
II. Цвета
Цель: - формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий);
- умение выделять цвет предметов,сравнивать предметы по цвету,выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять их по группам;
Ход игры: на 4 гранях куба прикреплены прямоугольники разного цвета, воспитатель предлагает детям рассмотреть какого цвета прямоугольник и назвать, что бывает такого цвета.
Ход игры: на 4 гранях куба прикреплены прямоугольники разного цвета, на 5 грани куба – картинки разных цветов. Воспитатель предлагает детям из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету (в игре участвуют 4 ребёнка).
III. Ориентировка во времени
Цель: - закрепить и углубить временные представления о частях суток, временах года и месяцах.
III.1 Части суток
Ход игры:на 4 гранях куба прикреплены картинки с частями суток. Воспитатель вместе с детьми выясняет из скольких частей состоят сутки, поворачивая куб, предлагает назвать их (утро, день, вечер, ночь). Далее воспитатель выясняет, что делают дети (или животные, нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?».
III.2 Времена года
Ход игры: Воспитатель показывает детям куб, на 4 гранях которого прикреплены картинки времена года (лето, осень, зима, весна). Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времён года? Назовите их по порядку. Воспитатель предлагает детям назвать приметы каждого времени года и составить рассказ.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить из картинок «время года» и рассказать детям о его приметах. Остальные дети должны определить о каком времени года идёт речь.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать месяцы к временам года.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать подходящие по ассоциативному ряду картинки
IV. Ориентировка в пространстве
Цель: - закрепить умение ориентироваться в пространстве;
- научить детей определять словом положение предмета в
пространстве.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расположить в центре куба девочку, солнце в левом верхнем углу, облако в правом верхнем углу, собаку слева от девочки, снеговика справа от девочки, ель в левом нижнем углу, дом в правом нижнем углу. Далее воспитатель предлагает повернуть куб и проверить, правильно ли выполнил это задание выполняющий ребёнок.
V. Математические знаки
Цель: - Формировать у детей представления о знаках: +, -, =, «больше», «меньше»;
- учить детей пользоваться ими.
Ход игры:на 6 гранях куба прикреплены математические знаки (+, -, =, «больше», «меньше»). Воспитатель предлагает детям рассмотреть эти знаки, назвать их и рассказать для чего мы их используем.
Ход игры: на одной грани куба прикреплены карточки с разным количеством предметов. Воспитатель предлагает детям поставить нужный знак между карточками. Повернуть куб и проверить друг друга.
VI. Количество и счёт
Цель: -Закрепить представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 и составе числа на основе сравнения двух множеств;
- сравнивать количество предметов и устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
- продолжать учить детей решать арифметические примеры на сложение и вычитание.
Ход игры: На гранях куба выставлены карточки с предметами. Воспитатель предлагает детям посчитать сколько предметов на картинке и подобрать нужную цифру.
Ход игры: На гранях куба выставлены карточки примеры. Воспитатель предлагает детям решить арифметические примеры на сложение и вычитание. Далее повернуть куб и проверь друг друга.
VII. Мелкая моторика (работа со счётными палочками)
Цель: - учить детей выкладывать из счетных палочек силуэтов предметов по образцу.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выложить из счетных палочек силуэт предмета по образцу. Образец прикреплён к кубу.
Посчитать сколько палочек использовал. Воспитатель предлагает повернуть куб и угадать другу, что получилось.
VIII. Математические загадки
Цель: - Продолжать учить детей решать и отгадывать математические загадки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и выбрать цифру с правильным ответом, прикрепив её к кубу.
Примеры загадок:
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки-
Три сереньких мышки-норушки.
Кто спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр?
В заключение хочется сказать, что мой куб - многофункциональное пособие, преимущество его, заключается в том, что это пособие можно использовать для любого вида деятельности, оно мобильно - его можно использовать за столом, на коврике. А главное, что после выполнения задания, куб можно перевернуть и проверить друг друга.
Куб интересный, приятный на ощупь, вызывает положительные эмоции у детей, настраивает на игру, у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды заданий в игровой форме.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!