Светлана
Многофункциональное дидактическое пособие Развивающий коврик «Поле чудес». Вторая младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное дидактическое пособие Развивающий коврик . Вторая младшая группа
Возрастная направленность: 2-3 года.
Актуальность. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т. к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний : первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие Развивающий коврик „Поле чудес“, Вторая младшая группа» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Поле чудес. Сценарии мероприятий форме игры
- Развивающий коврик своими руками
- Темочки
«Детям перестали читать» - очень часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя заменить экраном. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В. А. Сухомлинский. Книги со сказками вводят ребенка в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, поступков, характеров. Велика роль сказок в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Актуальность состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Русские народные сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Цель. Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства. Расширение знаний детей о сказке.
Задачи:
- Развитие речевой активности детей, активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи.
- Способствовать формированию коммуникативных способностей детей.
- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к русским народным сказкам.
- развитие мелкой моторики;
- развивать интерес и побуждение к действиям.
- формировать и активизировать словарь ребенка.
- развивать восприятие (зрительное, осязательное, тактильное)
- развивать наглядно – действенное, образное мышление, внимание, память, воображение и т. д.
Методическое пособие «Поле чудес». Детали панно изготовлено из фетрового полотна, на нем крепятся с помощью пуговиц, кнопок, липучки, плетением косичек, атласных лент, крючков :солнышко, тучка, тучка с дождем, птички, яблочки и листочки, кустики, рыбки, цветочки, овощи (морковь, репа). Все можно трогать, гладить, пристегивать-отстегивать. Все детали сшиты из фетровой ткани. Пособие используется в непосредственной образовательной деятельности по направлениям: речевое развитие, познавательное развитие, сен
Игры – занятия с использованием развивающего коврика.
Я предлагаю вашему вниманию несколько вариантов игр и
заданий, с использованием логического коврика.
сорное развитие, театрализованная деятельность.
Дидактическая игра «Расскажем сказку вместе»
Дидактическая задача : : Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т. е. действовали эмоционально.
Оборудование: Картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.
Игровое действие: Ребенок последовательно выставляет на коврике эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку.
Дидактическая игра "Кто вытянет репку"?
Цель: Развитие речи через сказку.
Задачи: - Закрепление знания содержания; - Учить видеть несоответствие объектов содержанию сказки, объяснять свой выбор; - Совершенствовать умение пересказывать сказку. При интеграции образовательных областей пособие можно использовать для формирования элементарных математических преставлений: измерение расстояния от репки до героев; подбор ленточки нужной длинны. Закрепление понятий ближе, дальше, короче, длиннее, вверху, внизу
Дидактическая игра"Кто за кем?".
Задачи: -продолжать закреплять знание содержание сказки "Репка"; -упражнять в умении воспроизводить последовательность действий героев; -развивать память, внимание и мышление; -обогатить и активизировать словарный запас детей; -развивать мелкую моторику, способствовать закреплению знаний о цвете и форме; -формировать сенсорные способности детей в процессе игры.
Дидактическая игра ” Кто лиший”
Предложить детям закрыть глаза, и поставить персонажей из других сказок. Дети потом отвечают, что или кто лишний в сказке “ Репка”
Дидактическая игра «Курочка-рябушка»
Дидактическая задача : Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть.
Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Цель: продолжать обучать детей различать цвета, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.
Дидактическая игра “Кто спрятался?”
Предложить детям закрыть глаза,и убрать одного персонажа, а когда дети откроют глаза спросить кого нет? Кто спрятался?
3. Теремок
Дидактическая игра на речевое развитие «Чудесный мешочек».
Кто это (медведь, волк, лиса, заяц, мышка, лягушка). Из какой сказки эти герои?
Дидактическая игра «Сравни разных зверят»
Дидактическая задача : учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Количество играющих: 5-6 детей
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий. Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя
Дидактическая игра «Теремок»
Цель. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение группировать животных (травоядные, хищники).
Игровые правила: Поселить жильцов в теремок можно только тогда, когда правильно отгадаешь загадку, но нужно быть внимательным не поселять в одном теремке травоядное и хищное животное. Выигрывает тот, кто не ошибется и больше всех поселит жильцов. Когда все окна будут в теремке открыты, надо назвать поселившихся в нем животных одним словом - травоядные эти животные или хищники.
4. Колобок
Игра на внимание «Кого не стало»
Дети отворачиваются от стола, убираю одну из игрушек, дети говорят какую.
Дидактическая игра «Помоги Колобку»
Дидактическая задача : : развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.
Оборудование: Карточки с сюжетом из сказки «Колобок»
Игровое действие: Ведущий напоминает ребенку сказку «Колобок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка. Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.
Дидактическая игра «Угадай из какой сказки пришли герои?»
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл колобок. Кто второй? Третий? Кто пришёл последним и сел колобка.
Дидактическая игра «Я от … ушел!»
На коврике изображение колобок и закрытая картинка, из-под которой видна только часть изображения – подсказка (заяц – уши, медведь – лапа, бабушка – юбка и т. д.) Детям нужно отгадать, кто закрыт.
Проговариваем с детьми названия всех персонажей сказки индивидуально.
На правильный ответ на коврике появляется целая картинка (бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса).На коврике картинка – грустный колобок. - Грустно стало колобку после встречи с лисой.
5. Жили у бабуси два веселых гуся.
Дидактическая игра «Два весёлых гуся».
Цель: формировать количественное восприятие предметов; ввести в пассивный словарь числительные: «один», «два». Обыгрывается игровая ситуация: на коврик «кладут» один гусь. Дети здороваются, рассматривают, называют, кто пришёл. Педагог заостряет их внимание на том, что «пришёл» один гусь. Сколько гусей к нам пришло? (Один.) Затем на коврике появляется ещё один гусь, и педагог говорит: «Ой, посмотрите, к нам пришёл ещё гусь. Гуси встретились, поздоровались. Давайте посчитаем, сколько гусей у нас стало». Считают вместе: «Один, два. Стало два гуся».
Игра – ситуация «Как два гуся жили бабуси!»
Цель: Учить детей следить за ходом изображаемого взрослым сюжета, вовлекать.
Музыкольно-дидактическая игра. «Два весёлых гуся».
Цель: способствовать развитию умения комбинировать образные и танцевальные движения, создавая музыкально-игровой образ в развитии по тексту песни.
6. «На речке»
Дидактическая игра «Определи на ощупь»
Цель: формировать умение определять на ощупь различный материал.
Ход игры: Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать качества поверхности карточек: гладкая, шершавая, звенящая.
Дидактическое упражнение «Много – один»
Цель. Формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: один — много.
Описание упражнения.
Воспитатель спрашивает детей: «Кто живет в реке? (рыбки) «Сколько рыбок? (много) А сколько лягушек? (одна)»
Дидактическая Игра «Пруд с рыбками» Цель: закрепить знания детей о речных жителях, закрепить цвета, развитие мелкой моторики. Ход игры: проверить знания детей, что они знают о водоемах, кто в них живет, задаются наводящие вопросы.
Ожидаемый результат:
• дети должны повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки;
• узнавать сказку по иллюстрациям и по героям;
• называть сказку, прослушав отрывок из нее.
• будут сформированы умения в передаче характера персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.
Рекомендуется неоднократное повторение, закрепление дидактических упражнений с детьми в течение года. Также необходимо привлечение родителей к закреплению полученных детьми навыков в домашних условиях.
Работа с родителями:
Консультация «Влияние сказкотерапии на психическое развитие ребенка», «Что и как читать детям». Привлечение родителей к участию в выставке рисунков «Моя любимая сказка».
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.