Раиса Луценко
Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи и ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное дидактическое пособие
Пояснительная записка.
Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать, легко осваивать новое.
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2023
Разрабатывая данное пособие, я старалась охватить все разделы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте. Широкое использование игровых заданий и упражнений данного пособия, представляются важным для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития. Дидактическое пособие по развитию речи и формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми (от 2-7 лет, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Данное пособие будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогам и родителям.
Цель использования многофункционального дидактического пособия по развитию речи и ФЭМП :Развивать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, ориентировке в пространстве, количеству и счету. Формировать зрительно-моторную координацию на основе действий.
--актуальность выбранного материала обусловлена заботой об окружающей среде. Всем известно, что пластик разлагается от 400 до 700 лет (в зависимости от технологий выбранных при производстве, при этом крышечки обладают отличной прочностью и долговечностью. Семьи в которых появляется ребенок понимают, что без влажных салфеток порой приходится очень трудно. От этого огромное количество мусора, к сожалению переработать использованные салфетки не возможно, но очень хочется дать вторую жизнь крышечкам.
--доступность,
-- мобильность
-- использование в качестве образовательной и игровой мотивации все это позволяет решать следующие
Задачи:
1. Закреплять представления о форме, цвете, пространстве.
2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, находить число в ряду и соседние с ним числа;
3. Закреплять умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим; сравнивать количество предметов, развивать пространственные понятия: слева, справа.
4. Формировать представления о составе числа (1-10); определять равное количество в группах, состоящих из одинаковых предметов. Правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп.
5. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция)
6. Развивать познавательную мотивацию.
Пособие детям очень нравится и они с удовольствием играют с ним, что способствует формированию элементарных математических представлений. Больше стали проявлять творческую активность, интерес к математике, расширили свой кругозор.
Варианты использования многофункционального дидактического пособия по развитию речи и ФЭМП:
1. Дидактическое упражнение : «Найди цифры по порядку»
Цель: Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.
Задачи: Учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка. Учить восстанавливать ряд чисел в прямом и обратном порядке. Развивать внимание, память, речь.
Задания: В игре «Найди цифры по порядку» дети восстанавливают цифровой ряд дотрагиваясь одной рукой до цифры на поле, другой рукой до цифры цифрового ряда данного внизу одновременно. (Так ребенок проверяет себя сам)
2. Дидактическое упражнение : «Считай и проверяй»
Цель: Закреплять счёт в пределах 10
Задачи:упражнять детей в счете
Задания: Ребенок выбирает карточку с примером, называет цифру, находит цифру на поле, открывает крышечку, переворачивает карточку и проверяет цвет, если цвет совпадает на карточке и в крышечке,он решил пример правильно.
3. Дидактическое упражнение : Числовая лесенка»
Цель: продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.
Задачи: упражнять детей в счете
Задания. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли вы, в каком порядке идут числа? Посмотрите на числовую лесенку. Рассмотрите ее внимательно. Она вам подскажет, в каком порядке идут числа, какие числа больше, какие - меньше. Сколько ступенек у лесенки? Пересчитаем их по порядку. Я буду называть ряд, а вы называйте который он по счету? Какое самое число на числовой лесенке? Какие числа идут до него? Сколько кружков в пятом ряду? Какое число идет до 5?6 больше или меньше 5? 5 больше, какого числа? А какого числа оно меньше? Посмотрите, какое число идет до 3 и поле 3? 2 больше или меньше 3? А 4 больше или меньше 3? Сколько кружков в 9 ряду? Какое число идет до 9? Какое после 9? 8 больше или меньше 9? Почему?» и. т. д.
4 Дидактическое упражнение : «Найди пару».
Цель игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по цвету, форме.
Задача: Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция). Развивать умение сравнивать фигуры по цвету, форме.
Задания: Ребенок открывает крышечки по очереди с геометрическими фигурами, среди которых находится 1 пара по цвету, форме. Игра заканчивается, когда ребёнок подобрал парные карточки и объяснил их смысл.
(Обратная сторона пособия)
1. Развивающие игры по мотивам сказок «Репка», «Колобок» (от 2 до 7 лет)
Цель: развитие элементарных математических представлений через сказку.
Задачи:
• совершенствовать пространственную ориентировку: впереди, сзади, между, за;
• закреплять счет в пределах шести;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать речь детей, умение имитировать повадки животных;
• формировать интерес к математике;
• учить детей выражать свои мысли;
• воспитывать дружелюбие, понимание того, что только вместе и дружно можно добиться желаемого результата
Задания: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли вы, что означают слова «впереди, сзади, между, за». Давайте расскажем сказки «Репка», «Колобок». Они вам подскажут, кто впереди, сзади, между, за и. т. д.
2. Развивающие игры по мотивам сказки «Репка», «Колобок»
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук малышей.
Ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и развитию речи возникла необходимость в использовании многофункциональных пособия и игр, направленных на решение одновременно нескольких задач.
Цели и задачи:
-Напомнить детям содержание знакомой сказки «Репка»; («Колобок»)
- Побуждать детей к проговариванию и повторению отдельных слов и фраз;
- Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи;
- Укреплять артикуляционный и голосовой аппарат детей;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Ориентация на плоскости
- Развитие памяти и внимания.
Задания: Рассказать сказку «Репка» («Колобок»)
Данное пособие является многофункциональным и в дальнейшем, его можно будет дополнять другими съемными предметами, картинками-изображениями разными по форме, цвету, величине, придумывая разнообразный комплекс игровых заданий и упражнений для уточнения и закрепления математических представлений у детей дошкольного возраста по всем разделам программы ФЭМП.