Ирина Дьяконова
Многофункциональная дидактическая игра «Волшебный зонтик»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
Автор: Дьяконова Ирина Ивановна
Цель: Закрепление пройденного материала
Задачи:
1. Развивать ритмический, ладотональный слух и координацию движений. Развивать навык элементарного музицирования через игру на инструментах.
2. Учить детей чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) или музыки.
3. Продолжать поддерживать интерес к музыке.
Методическая ценность:
Публикация «Многофункциональная дидактическая игра „Волшебный зонтик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Зонт. Дидактические игры и пособия
- Зонты и зонтики
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2019
Предлагаемые музыкальные игры можно использовать на праздниках и музыкальных занятиях. В зависимости от подготовленности детей педагог выбирает игры различной сложности. Многие игры будут пользоваться успехом в разновозрастном коллективе и в родительской среде. Они помогают развитию творческого воображения, музыкальной памяти, чувства ритма и слуха, а также развлекают и веселят.
Область применения: непосредственная образовательная деятельность «Музыка» в ДОУ, детско-родительские встречи и т. д.
Возраст: Для детей в возрасте от 3-7лет
Описание игр
Музыкально-дидактическая игра для детей младших, средних, старших и подготовительных групп, подходит для разных видов непосредственно образовательной деятельности «Музыка».
Вам представлены семь вариантов, но вариантов может быть и больше. Тематика игр разнообразна, но одинаково просты в использовании. Ниже в описании каждого варианта приведены результаты, которых можно добиться, используя тот или иной вариант.
Материал: Зонтик на грани которого прикрепляются карточки с разным тематическим изображением (инструменты, профессии, животные, композиторы, предметы, которые ассоциируются с песнями)
Ход занятия: до занятия к зонтику прикрепить соответствующие карточки по варианту музыкальной деятельности.
Например: Музыкально-ритмические движения - «Забавные животные»;
Пение – «Песенка –Чудесенка», «Звуки разные бывают» или «Поющие зверюшки».
Слушание- «Музыкальные профессии» или «Композиторы»
Музыкальная игра «Веселый инструмент»
Дети стоят в кругу подгруппой или один ребенок, в зависимости от ситуации игры. Во время игры педагог раскручивает зонтик, сопровождая свои действия словами:
«Зонтик медленно вращаем,
Ручкой глазки закрываем,
Зонтик будет выбирать
С чем тебе сейчас играть
Раз, два, три – смотри!»
По окончании слов, дети открывают глаза, и каждый ребенок берет инструмент или выполняет определенное действие, которое выпало на карточке. По возможности игру повторяют несколько раз, что бы все дети поиграли.
Варианты игры:
1) «Веселые инструменты» – А) дети играют на музыкальном инструменте который был выбран с помощью зонтика (барабан, колокольчик, металлофон, бубен, треугольник, трещотка, маракасы, ложки, дудочка, гармошка) либо
Б) дети изображают игру на инструменте под соответствующую музыку (скрипка, флейта, балалайка, пианино, маракасы, барабан, контрабас, хомус)
Игра способствует обогащению знания о музыкальных инструментах, их звучании. Развивает навыки элементарного музицирования в оркестре. Повышает интерес к игре на инструментах.
2) «Музыкальные профессии» – А) дети угадывают профессию по картинке выбранной с помощью зонтика: певец, композитор, дирижер, пианист, хореограф, балерина, скрипач, звукорежиссёр, баянист, ударник (барабанщик).
Б) педагог предлагает ребенку найти указанную профессию на зонтике рассказать о ней.
Игра расширяет кругозор и словарный запас. Обогащает знания и представление о разных видах музыкальных профессий.
3) «Любимые композиторы» - дети называют композитора и его музыкальное произведение по выбору. Также можно, как и в предыдущем варианте, предложить ребенку найти композитора на зонтике. Или найти композитора по произведению, которое прозвучит.
- Э. Григ
- П. И. Чайковский
- В. А. Моцарт
- Н. А. Римский Корсаков
- Ш. К. Сен-Санс
- С. С. Прокофьев
- Ф. Шуберт
- Л. В. Бетховен
- М. И. Глинка
- В. Шаинский
При использовании этого варианта развивается зрительная и слуховая память. Дети легко запоминают и узнают музыкальных композиторов и их произведения.
4) «Забавные животные и птицы» – дети изображают движения животных и птиц под музыку.
Используемые карточки с изображением животных и птиц.
Лошадь - прямой галоп,
Медведь - ходьба в вперевалочку,
Заяц - прыжки,
Лиса - мягкая поступь,
Лягушка - подпрыгивание,
Аист - ходьба с высокоподнятыми коленами
Птичка - бег со взмахами рук вверх и вниз.
Петушок - ходьба высокоподнятыми коленами и согнутыми локтями.
Белка - подскоки.
Пингвин - покачивание с ноги на ногу, не сгибая колен. Руки направлены в стороны вдоль туловища.
Эта игра развивает воображение, гибкость, ритмичность. Способствует пониманию характера музыки в соответствии с характером определенного животного или птицы. А также четко чувствовать музыкальный темп. Игра активизирует детей и придает им положительные эмоции.
5) «Песенка Чудесенка». Исполняется один куплет знакомой песенки по категории. Педагог или ребенок крутит зонтик какая картинка на против него остановиться, то и поет из этой категории один куплет. Проводить игру можно по разному. Количество детей расставляем по количеству карточек, либо дети стоят в паре на каждую карточку и исполняют вместе, либо индивидуально сам ребенок крутит на полу перед собой.
Карточки с изображением и назначением:
- тучка и дождик- исполняется песня из осеннего репертуара
- снежинка –зимний репертуар
- подснежник – весенний репертуар
- смайлик грустный – грустная песня
- смайлик веселый - веселая песня
- зверята - песня про животных
- птицы – песня про птиц
- звездочка – любая песня
Данная игра, по мимо развития музыкальных способностей, способствует закреплению пройденного материал, активизирует память, дает возможность ребенку индивидуально исполнять песню и повышать свою самооценку.
6) «Поющие зверюшки». Ребенок или команда из 3-4 человек, пропевает заданную педагогом знакомую песенку, мелодию или здороваются голосом животного, птицы, изображение которого видит перед собой на зонтике.
Карточки с изображением.
- кошка
- собака
- лошадь
- корова
- коза
- курочка
- барашек
- уточка
- поросенок
- гусь
Этот вариант игры закрепляет знания о домашних животных, их голосе. Тренирует ритмическое распределение звука по мелодии. Формирует ладотональное чувство в правильном интонировании мелодии. Раскрепощает, образуя положительные эмоции, которые очень важны при усвоении и закреплении музыкального материала.
7). «Звуки разные бывают». Это игра проводится с карточками, на которых изображены разные длительности в виде коротких и длинных палочек. Где длинные палочки пропеваем длинным звуком а короткие, коротким. Например: ребенок пропевает по карточке, которая остановилась на нем, когда вращался зонтик. Пропевает на любой звук указанный педагогом, либо голосом любимого животного. В конце игры можно исполнить понравившуюся длительность всем вместе.
Эта игра способствует развитию интонации, исполняя длительности на одном звуке. Музыкальному вниманию, где дети слышат свой звук и выстраивают его по длительности. А также, когда дети исполняют в ансамбле, они учатся слушать друг друга и стараются пропеть в унисон.