Нина Погорелая
Дидактическая развивающая игра «Умный мешочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая развивающая игра
Правильно подобранные игровые упражнения помогают вызвать у ребенка стойкий интерес к занятиям и извлечь максимум пользы по развитию речи и психических функций. Одной из таких универсальных игр является «Волшебный мешочек». В своей практике я использую различные варианты этой забавы, подбирая задания в соответствии с возрастом ребенка и задачами, поставленными на занятии. Данная игра помогает обогатить активный и пассивный словарный запас малыша, сделать его речь более рассудительной и грамматически верной, тренирует мелкую моторику и тактильные ощущения, способствует развитию сенсорики и мышления ребенка. У игры существует большое количество модификаций. На занятиях по автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста я использую авторское игровое упражнение «Умный мешочек».
Публикация «Дидактическая развивающая игра „Умный мешочек“» размещена в разделах
Оборудование: мешочек из плотной ткани, наполненный горохом и фасолью; наборы мелких игрушек на каждый звук.
Цель: автоматизация звуков речи, активизация словаря, развитие логического мышления (умения анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Ход игры: ребенок на ощупь вынимает из мешочка игрушки, правильно называя их и выставляя в ряд на столе. Затем, анализируя, выбирает в ряду лишний предмет, который больше всего не подходит к остальным, объясняет свой выбор и убирает предмет обратно в мешочек. Снова выбирает лишний предмет из оставшихся игрушек и т. д. последовательно.
Например, на занятии по автоматизации звука [Р] в мешочек помещаю следующие игрушки: корову, зебру, носорога, паровоз, таракана, крокодила. Ход рассуждения: первым убираем паровоз, потому что все остальные предметы «живые», а паровоз сделан руками человека. Затем лишним будет таракан, т. к. это насекомое, а остальные животные. Следующая убирается корова, потому что это домашнее животное, а остальные дикие. Ну и наконец, убираем крокодила, т. к. это хищник, а зебра и носорог – травоядные.
Приведу примерные наборы игрушек на разные звуки:
[С, С’] – снеговик, сова, слон, собака, свинья
[З, З’] – звездочка, кузнечик, коза, змея, зебра, заяц
[Ш] – шишка, Маша, мышка, лошадка, кошка
[Ж] – желудь, жук, ежик, жаба, жираф
[Л, Л’] – лодка, акула, лошадь, лев, лось, слон
[Р, Р’] – трактор, рыбка, корова, гепард, кенгуру, носорог.
Такие упражнения помогут сформировать умение вычленять существенные признаки предметов, выстраивать простейшие логические цепочки, классифицировать.
Регулярно меняйте тематические наборы фигурок и вариации игровых заданий, и вы можете быть уверены, что веселая и занимательная игра «Волшебный мешочек» надолго станет вашим помощником на занятиях с дошкольниками, поможет подготовить к школе, научит быть внимательным и сообразительным.