Папки-передвижки

Многообразие фольклора в развитии творческих способностей у детей раннего возраста

Ольга Коровайцева
Многообразие фольклора в развитии творческих способностей у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Многообразие фольклора в развитии творческих способностей детей раннего возраста

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и отношение к фольклорным текстам, что объясняется спецификой возраста. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью применения произведений детского фольклора в работе воспитателя, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, поэтому, необходимо начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Публикация «Многообразие фольклора в развитии творческих способностей у детей раннего возраста» размещена в разделах

Вовремя начатое творческое развитие детей, способствует более быстрому процессу эмоционально-волевой зрелости. Грамотная, эмоционально насыщенная речь в фольклоре, позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми детьми.

Исследования психологов и практиков показывают :

устное народное творчество представляет собой прекрасный творческий и речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно игровой деятельности воспитателя и детей раннего возраста.

ЦЕЛЬ:

применять произведения русского народного фольклора, как возможность развития творческих способностей детей раннего возраста в течение всего периода пребывания ребёнка в учреждении;

наполнить жизнь детей яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя и окружающий мир.

ЗАДАЧИ:

определить основные методы, приёмы использования различных форм фольклора в процессе творческого развития детей;

показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

В своей работе я выделила два направления:

Использование фольклора в досугах, праздниках, ознакомлении с художественной литературой и т. д.

Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА - представлены на слайде

Так как я работаю с детьми I младшей группы, то подробнее остановлюсь на тех жанрах фольклора, которые наиболее часто использую в практике:

ПОТЕШКИ - это короткие стишки, предназначены для развлечения детей и сопровождаются элементарными игровыми движениями. Потешки я обыгрываю разными способами : сопровождаю чтение действием игрушки, использую пальчиковый театр. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ - колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Благодаря фольклорному напеву дети быстрее засыпают, нормализуют своё эмоциональное состояние. В повседневной жизни они часто самостоятельно используют тексты колыбельных в своих играх, как дома, так и в дошкольном учреждении.

ПЕСТУШКА - (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев. Пестушка сопровождается действиями ребёнка, например во время умывания, одевания на прогулку.

ПРИБАУТКИ - (от слова баять, то есть рассказывать) их народное название — «забавушки»—это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет. Действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек. Прибаутки передают мудрость, лиризм и юмор.

ЗАКЛИЧКИ - Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным. Заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы формируем у ребенка интонационную выразительность.

ЗАГАДКИ - форма словесного народного творчества. Использую загадки с целью мотивации для поддержания интереса. Детям я предлагаю такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использую фигурки животных, например, петуха, коровы или предметов, и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек,Звать его конечно.»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

ИГРЫ - С удовольствием играем вместе с детьми в хороводные игры, поскольку хоровод – это всегда коллективное творчество.

СКАЗКИ - В развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста большое значение имеют сказки. Они приобщают к культуре народа, знакомят с обычаями и укладом жизни, богатством родного языка. Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т. д.).

ПРИГОВОРКА - общение с природой один на один, построенная по принципу просьбы – пожелания. Самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно относится к каждому растению в лесу, поле, огороде.

ВЫВОДЫ:

1. С каждой новой группой детей мы используем разные виды фольклора, в зависимости от индивидуальных способностей. (НАПРИМЕР)

2. Чем меньше ребёнок, тем ближе он к природе. Он не умеет анализировать свои поступки, т. е. действует интуитивно. Взрослея, социализируясь, он теряет эту способность, если она не была сформирована в раннем детстве.

3. Через фольклор развивается :

МЕЛКАЯ МОТОРИКА, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, РЕЧЬ.

Это три кита, на которых стоит развитие всех творческих способностей детей.

Публикации по теме:

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре средствами фольклора Актуальность использования фольклора в современной педагогике дошкольного детства подтверждают важные положения. Первое: обогащение педагогического.

«Веселая лошадка»«Веселая лошадка» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многообразие фольклора в развитии творческих способностей у детей раннего возраста
Опубликовано: 14 января 2015 в 19:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Многообразие фольклора в развитии творческих способностей у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коровайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД