Ольга Коровайцева
Многообразие фольклора в развитии творческих способностей у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Многообразие фольклора в развитии творческих способностей детей раннего возраста
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и отношение к фольклорным текстам, что объясняется спецификой возраста. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью применения произведений детского фольклора в работе воспитателя, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, поэтому, необходимо начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Публикация «Многообразие фольклора в развитии творческих способностей у детей раннего возраста» размещена в разделах
Вовремя начатое творческое развитие детей, способствует более быстрому процессу эмоционально-волевой зрелости. Грамотная, эмоционально насыщенная речь в фольклоре, позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми детьми.
Исследования психологов и практиков показывают :
устное народное творчество представляет собой прекрасный творческий и речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно игровой деятельности воспитателя и детей раннего возраста.
ЦЕЛЬ:
применять произведения русского народного фольклора, как возможность развития творческих способностей детей раннего возраста в течение всего периода пребывания ребёнка в учреждении;
наполнить жизнь детей яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя и окружающий мир.
ЗАДАЧИ:
определить основные методы, приёмы использования различных форм фольклора в процессе творческого развития детей;
показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
В своей работе я выделила два направления:
Использование фольклора в досугах, праздниках, ознакомлении с художественной литературой и т. д.
Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА - представлены на слайде
Так как я работаю с детьми I младшей группы, то подробнее остановлюсь на тех жанрах фольклора, которые наиболее часто использую в практике:
ПОТЕШКИ - это короткие стишки, предназначены для развлечения детей и сопровождаются элементарными игровыми движениями. Потешки я обыгрываю разными способами : сопровождаю чтение действием игрушки, использую пальчиковый театр. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ - колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Благодаря фольклорному напеву дети быстрее засыпают, нормализуют своё эмоциональное состояние. В повседневной жизни они часто самостоятельно используют тексты колыбельных в своих играх, как дома, так и в дошкольном учреждении.
ПЕСТУШКА - (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев. Пестушка сопровождается действиями ребёнка, например во время умывания, одевания на прогулку.
ПРИБАУТКИ - (от слова баять, то есть рассказывать) их народное название — «забавушки»—это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет. Действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек. Прибаутки передают мудрость, лиризм и юмор.
ЗАКЛИЧКИ - Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным. Заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы формируем у ребенка интонационную выразительность.
ЗАГАДКИ - форма словесного народного творчества. Использую загадки с целью мотивации для поддержания интереса. Детям я предлагаю такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использую фигурки животных, например, петуха, коровы или предметов, и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек,Звать его конечно.»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
ИГРЫ - С удовольствием играем вместе с детьми в хороводные игры, поскольку хоровод – это всегда коллективное творчество.
СКАЗКИ - В развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста большое значение имеют сказки. Они приобщают к культуре народа, знакомят с обычаями и укладом жизни, богатством родного языка. Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т. д.).
ПРИГОВОРКА - общение с природой один на один, построенная по принципу просьбы – пожелания. Самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно относится к каждому растению в лесу, поле, огороде.
ВЫВОДЫ:
1. С каждой новой группой детей мы используем разные виды фольклора, в зависимости от индивидуальных способностей. (НАПРИМЕР)
2. Чем меньше ребёнок, тем ближе он к природе. Он не умеет анализировать свои поступки, т. е. действует интуитивно. Взрослея, социализируясь, он теряет эту способность, если она не была сформирована в раннем детстве.
3. Через фольклор развивается :
МЕЛКАЯ МОТОРИКА, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, РЕЧЬ.
Это три кита, на которых стоит развитие всех творческих способностей детей.