Елена Иванова
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность использования фольклора в современной педагогике дошкольного детства подтверждают важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с ранних лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
Публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре средствами фольклора» размещена в разделах
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Цель: познакомить и приобщить детей к народному творчеству, через использование фольклора.
Задачи: 1. Создать условия в группе.
2. Познакомить с произведениями народного фольклора.
3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам народной культуры.
4. Формировать у детей любовь к красоте художественного слова.
В работе использую следующие методы:
- наглядный метод;
-словесный метод;
-игровой метод
- практический метод:
В группе создана развивающая предметно - пространственная среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими и бурятскими народными сказками, потешками, загадками.
Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок,
кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе,дидактические и настольно-печатные игры.
По некоторым литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты. А также в группе имеется галерея картин по сказкам.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
Потешки, загадки помогают мне «разговорить» детей.
Детям я предлагала такие загадки, смысл которых близок опыту детей младшего возраста и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например, петуха, мышки, лисички, белочки и т. д.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Вначале сказку вносила в книжный уголок, Дети рассматривали иллюстрации, затем слушали и пересказывали сказку. Затем показывала разные виды театров. Дети стали рассказывать сказки, разыгрывать мини-сценки, обыгрывать потешки.
Для закрепления и развития поставленных задач детей мною подобрана и составлена картотека народных подвижных игр, потешек, загадок, пословиц.
Также разработан перспективный план занятий на основе использования фольклора, в который вошли такие занятия как: «В гости к бабушке Загадушке», «Петушок – золотой гребешок», «Приди, весна, с радостью» и т. д., а также составила проект по бурятской народной сказке «Мышь и верблюд».
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам народной культуры считаю различные праздники, досуги и развлечения. В развлечении «Осень в деревне», «Новогодний теремок» и т. д. дети не только радовались празднику, но и проявляли познавательный интерес к народным играм, песням, потешкам, участвовали в мини-сценках по потешкам, разыгрывали инсценировки из сказок.
Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместно с родителями собрана детская библиотека народных сказок, пополнился уголок ряженья, театральный уголок, приобрели дидактические игры.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации для родителей: «Роль фольклора в воспитании ребенка», «Роль игры – драматизации в развитии речи ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в «уголке для родителей»
Участвуя в методической работе в ДОУ провела консультации с педагогами по развитию интереса к народным традициям, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи народной культуры; принимала участие в организации и проведении праздников, развлечений.
Результаты сравнительной диагностики показали, что уровень знаний возрос.
В результате проделанной работы у детей сформирована внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений народной литературы, расширен словарный запас, способность к овладению родной речью. Заложен фундамент для дальнейшей работы по приобщению детей к истокам народной культуры.
Если знакомить детей, начиная с младшего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
В дальнейшей своей работе продолжу активно использовать все виды и формы детского фольклора : русские и бурятские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках, а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры.