Николаева Наталья
Мнемотехникак как помощь в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первые мнемические задачи перед ребенком ставит взрослый, когда просит малыша вспомнить название определенного предмета, повторить стишок и пр. Одобрение взрослого вызывает у ребенка стремление запомнить информацию, повторить ее. Выполняя такие задачи, ребенок усваивает простейшие мнемические приемы и средства (повторение, перевод). Исправления, которые вносить взрослый, побуждают ребенка исправлять допускаемые при воспроизведении информации ошибки. Впоследствии возникает стремление этих ошибок не допускать. Ребенок начинает осознавать связь между моментами запоминания и воспроизведения. Растет глубина контроля за припоминанием. Появляется произвольность запоминания
Публикация «Мнемотехникак как помощь в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Интеллектуализация памяти, ее осмысленность и произвольность проходит более эффективно при обучении дошкольника приемам мнемотехники.
МНЕМОТЕХНИКА – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
С помощью мнемотехники решали следующие задачи:
• Развивать связную речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
• Обучать детей правильному звукопроизношению.
• Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 — 4 предложения.
Мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью:
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественных произведений,
• при проговаривании чистоговорок и скороговорок,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихотворений
С помощью мнемотехники можно обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника способствует развитию всех свойств памяти. Опора на различные анализаторы позволяет ребенку легче и быстрее запомнить материал.
Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.
Существует множество приемов запоминания, как для взрослых, так и для детей: • образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
• рифмизация;
• запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;
• нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, карточки, фразы, которые соединяются с запоминаемой информацией;
• мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемосхемы;
• зарисовывание слов;
• картинография;
• коллажи;
• метод Цицерона;
• буквенно-цифровой код (В. Козаренко) и другие
Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 5 этапов :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
4 этап: Графическая зарисовка мнемотаблицы
5этап: Воспроизведение таблицы ребенком при ее показе ему.
Эффективность использования приемов мнемотехники дошкольниками подтверждается качественными и количественными показателями, полученными в результате проведения диагностики.