Надежда Павлиновна Карачарова
Семейная туристическая прогулка «Айболит спешит на помощь» с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семейная туристическая прогулка с детьми младшего дошкольного возраста
Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Иванова Елена Гурьевна.
Организация и проведение прогулки по туристической тропе в зоне леса МДОУ детского сада № 35 «Звездочка».
Цель: создание условий для развития двигательной активности и выносливости детей, путем проведения совместно с родителями туристического мероприятия.
Программные задачи:
Публикация «Семейная туристическая прогулка „Айболит спешит на помощь“ с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Средняя группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- «Айболит», Чуковский К.И.
- Темочки
Образовательные - формировать у детей младшего возраста элементарные представления о здоровом образе жизни, первоначальные туристические навыки, расширять знания о природе; совершенствовать движения и обогащать двигательный опыт детей, упражнять детей в ходьбе на длительное расстояние.
Развивающие - развивать эмоциональную отзывчивость, двигательную активность детей, умение действовать по сигналу, вызывать радость, укреплять здоровье детей и взрослых.
Воспитательные - воспитывать интерес к активной двигательной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе. Укреплять детско - родительские отношения через совместное проведение мероприятия. Повышать заинтересованность родителей в формировании здорового образа жизни.
Оборудование и материалы: рюкзаки, стол для сбора рюкзака, костюмы Айболита и зайчика, домик, спортивный инвентарь для оформления полосы препятствий, стол для лесной полянки, походная аптечка, сухой паек и вода, термос и кружки, кормушка и корм для птиц, одноразовые перчатки и мусорный мешок, влажные салфетки, красные сигнальные флажки, карта и паспорт маршрута, справка администрации детского сада № 35 «Звездочка».
Предварительная работа:
• Разработка и изучение маршрута туристической прогулки.
• Оформление карты и паспорта маршрута.
• Подготовка необходимого снаряжения (рюкзаки, печенье, конфеты, вода, чай, влажные салфетки, одноразовые перчатки, мусорный мешок, корм для птиц).
• Сбор походной аптечки.
• Изготовление кормушки для птиц.
• Беседа с детьми и родителями о правилах поведения на прогулке.
• Проведение с родителями инструкции по охране жизни и здоровья детей.
• Разучивание с детьми подвижных игр.
Методы и приемы:
• Поощрение словом;
• Показ, личный пример; зрительный образ;
• Сюрпризный момент; сюжетный момент;
• Художественное слово;
• Игровая мотивация;
• Эмоции; имитация движений;
• Выразительность, интонация речи;
• Повтор, напоминание, подсказка, обобщение; диалогическая беседа;
• Воображение, побуждение;
• Моделирование проблемной ситуации, поиска, результата.
Ход:
I этап проведения туристической прогулки
Мотивационно - ориентировочный этап
На прогулочном участке группы раннего возраста собрались воспитатель с детьми и их родители. Все одеты в спортивные костюмы, за спиной рюкзаки.
Воспитатель:
-Собирайся, народ! Мы идём, идём в поход!
Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся в туристский поход. Вы все подготовились к путешествию: надели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы! Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге.
Приходит педагог в костюме «Айболит».
Воспитатель:
-Здравствуй, Айболит, что случилось, почему ты грустный?
Айболит:
- Здравствуйте, друзья! На лесной полянке живет Зайка, он играл и поранил лапку, ему нужна моя помощь, но я не знаю, как туда дойти.
Воспитатель:
- Не расстраивайся, Айболит, мы идем в поход на лесную полянку и с удовольствием покажем тебе дорогу, у нас есть карта.
Воспитатель показывает карту с фотографиями и говорит, что сначала нужно дойти до Елочки, затем пройти по мостику и дальше будет лесная полянка, где живет Зайка.
Воспитатель:
- Отправимся все вместе в поход?
Родители и дети:
- Да!
Поисковый этап
Старший воспитатель:
- Ответственный за поход в лес назначается воспитатель группы раннего возраста Иванова Елена Гурьевна.
Воспитатель:
-Прежде чем отправиться в поход в лес нам необходимо повторить правила поведения в походе.
Правило первое.
-Слушайся ответственного воспитателя.
Правило второе.
- Не отставай.
Правило третье.
-Не шуми.
Правило четвертое.
-Не мусори.
Правило пятое.
-Не забирай домой лесных жителей.
Правило шестое.
-Не ломай ветки.
Правило седьмое.
-Наблюдай и любуйся природой.
Правило восьмое.
- Помогай другу.
Правило девятое.
- Будь добрым.
Разминка
Воспитатель рассказывает, что необходимо положить в рюкзак. Игра «Собери рюкзак» (ребенок вместе с мамой собирает рюкзак - термос, конфеты, печенье, вода, ложка, тарелка, кружка, аптечка, корм для птиц, красные флажки, зонтик, влажные салфетки, бумажные платочки).
Цель: создание условий для совместной игры ребенка и родителя.
Задачи: формировать у детей умение слаженно и дружно выполнять задание вместе с родителями, повторять название предметов для укладывания в рюкзак.
Воспитатель:
-Молодцы! Все готовы идти в поход! Воспитатель:
- Нам необходимо посчитать детей и взрослых и сдать справку администрации детского сада № 35 «Звездочка».
Считает, делает перекличку и передает справку старшему воспитателю.
Воспитатель осматривает одежду и обувь, поправляет рюкзаки.
Воспитатель:
-Доктор Айболит, в халате в поход идти нельзя, одежда должна быть удобной и спортивной. Айболит снимает халат, надевает рюкзак.
- А теперь отправляемся в путь.
Айболит:
- Раз! Два! Раз! Два! Зашагала детвора.
Мы в поход идем,
Рюкзаки несем.
II этап проведения туристической прогулки
Практический
Привал 1 «У Елочки»
Воспитатель предлагает сделать остановку, снять рюкзаки.
Айболит:
-Кто-то плохо поступил
И природе навредил.
Дружно мусор соберем
И собою унесем.
Айболит достает мусорный мешок и раздает перчатки.
Игра «Собери мусор»
Цель: формирование экологической культуры.
Задачи: воспитывать доброе отношение к природе, прививать трудовые навыки, развивать двигательную активность, вызывать чувство радости.
Взрослые и дети собирают пластиковые бутылки в мешок. Айболит всех благодарит и обращает внимание на Елочку. Айболит предлагает аккуратно потрогать веточки ели и сказать: «Здравствуй, Елочка!»
Наблюдение за елочкой.
Цель: формирование элементарных представлений о елочке. Задачи: формировать элементарные представления о елочке; развивать воображение, активную речь, эмоциональную отзывчивость; воспитывать бережное отношение к елочке.
Айболит:
-Какие ветки у Елочки?
Дети:
-Колючие.
Айболит:
- Ветки колючие, так как на них много острых, зеленых иголочек, но если вы потрогаете их аккуратно, то пальчики не уколете и Елочке не сделаете больно. Елочка зеленая, пушистая, на ней много веточек.
Сделаем доброе дело - повесим кормушку и положим птичкам корм.
Цель: воспитание заботливого отношения к птицам. Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Айболит:
-Елочка, мы тебе подарим кормушку и положим птичкам корм.
Птички будут прилетать, радовать тебя своими песенками.
Елочка:
- Спасибо! Вы все такие добрые, я хочу подарить вам шишки для поделок.
Родители и дети:
- Спасибо, Елочка!
Воспитатель:
- Елочка, нам пора, мы спешим на помощь к Зайке. До свидания!
Елочка:
- До свидания! До новых встреч!
Воспитатель делает перекличку взрослых и детей, смотрит карту маршрута и разрешает идти дальше.
Препятствие.
Цель: формирование выносливости у детей при преодолении препятствий.
Задачи: развивать координацию движений, общую моторику, учить детей преодолевать препятствия, действовать совместно с родителями.
Айболит:
- Друзья, начинается опасный участок пути.
Надо обойти пенечки, перелезть через дерево, пройти по мостику. Не спешим, идем осторожно, помогаем друг другу. Взрослые держат детей за руку.
Привал 2 «Лесная полянка» Воспитатель обращает внимание на лесную полянку, предлагает сделать большой привал, снять рюкзаки и найти Зайку.
Айболит:
-Ты, Зайчишка, не робей
Выходи поскорей.
Тут полным – полно ребят.
Все помочь тебе хотят!
Выбегает Зайка, держится за лапку. Доктор Айболит лечит Зайке лапку.
Зайка:
- Спасибо, доктор.
Айболит предлагает поиграть.
Игра «Соберемся все в кружок» Цель: выполнение детьми движений в кругу. Задачи: учить выполнять движения в кругу, вызывать у детей радостные эмоции, воспитывать доброжелательное отношение к взрослому, сверстнику.
Подходи скорей дружок,
Соберемся все в кружок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг! (крепко держимся за руки, раскачиваем вперед-назад)
Здравствуй, друг!
Здравствуй, наш дружный круг!
Игра «Зайка серенький сидит»
Цель: формирование двигательной активности. Задачи: учить детей выполнять согласованно движения по речевому сопровождению, подражая педагогу, имитировать движения зайки, развивать эмоциональную отзывчивость.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Айболит:
- Молодцы! Хорошо поиграли! Какой свежий воздух в лесу! Давайте подышим осенним воздухом: сделаем вдох носом и длинный выдох — ртом. (2 раза)
Воспитатель:
-Вот и наступил полдень. Мы уже немного устали и проголодались. Самая пора пообедать.
Зайка:
- Спасибо, доктор Айболит, что ты вылечил мою лапку. Спасибо, дети и взрослые, за то, что вы пришли ко мне на помощь. Мне очень понравилось с вами играть. Я приготовил для вас подарок! Кушайте и никогда не болейте!
Чаепитие. Фотографирование с Зайкой.
Воспитатель:
- Нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Воспитатель делает перекличку, осмотр участников похода, поправляет рюкзаки, смотрит все ли взято.
-До свиданья! Зайка!
Малоподвижная игра «По ровненькой дорожке»
Цель: развитие умения управлять своим поведением.
Задачи: совершенствовать движения, выполнять их в соответствии с текстом;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; стимулирует положительные эмоции, улучшать психофизическое самочувствие малышей и взрослых.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.
Шагают наши ножки.
Через камни и песок (ходьба с высоким подниманием колена)
Перешагивай, дружок.
По тропинке лесной
Побежали вслед за мной. (бег)
А теперь опять пошли,
И до садика дошли.
Воспитатель:
-Мы по лесу погуляли?
Поиграли, подышали?
Зайке помогли?
И вернулись без сомненья,
В сад с хорошим настроением!
Вот наша прогулка подошла к концу.
III этап проведения туристической прогулки
Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов)
После возвращения в детский сад, дети и родители играют в игру
«Закончи предложение». Игру проводит воспитатель.
-В путешествие мы узнали… (что природу надо беречь: не мусорить, очищать)
-Нам было интересно узнать … (что существуют правила поведения в походе)
-Научились собирать … (рюкзак)
-Детям было трудно перейти через … (мостик)
-Мы попробуем сами дома …. ….).
Воспитатель благодарит всех, дарит каждой семье паспорт туристической прогулки «Айболит спешит на помощь».
Айболит:
-Чтоб всегда здоровым быть
Надо нам в поход ходить.
На природе отдыхать,
Свежим воздухом дышать.
- До свидания!
Последующая работа:
• Изготовление поделок из шишек.
• Оформление фотоальбома семейной туристической прогулки «Айболит спешит на помощь».
• Наблюдение на прогулке за птицами, корм птиц.
• Повторение подвижных игр.
Список методической литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013гю № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049-13-М. УЦ Перспектива, 2013.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности дошкольников. Для занятий с детьми с 2-7 лет. -М. : МОЗАНКА-СИНТЕЗ, 2015г.
5. Бочарова Н. И. «Туристские прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М. :АРКТИ,2004.
6. Вераксы Н. Е. ,Комаровой Т. С. Васильевой, М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». – М., 2014г.
7. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
8. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/
9. Соломенникова о,А. Ознакомление с природой в детском саду. 1 младшая группа. -М. ,2014г Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 года. - М., 2014.
10. Теплюк,С. Н. Игры-занятия не прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.