Ежова Евгения
Мнемотехника в музыкальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и песен. Мне, как музыкальному руководителю, очень приемлема такая техника запоминания текстов песен, потешек, закличек. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение или текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
Публикация «Мнемотехника в музыкальном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель использования мнемотехники : развитие слуховой и зрительной памяти, для разучивания песен, стихов.
Основная задача: развитие музыкального слуха, умственной активности, сообразительности, наблюдательности.
Методика знакомства и разучивания песен с помощью картинок:
1. Прослушивание музыкального произведения;
2. Беседа о характере произведения,
3. Демонстрация мнемотаблицы.
4. Разучивание текста по фразам, с использованием таблиц.
5. Закрепление текста песни.
Суть мнемотаблиц (презентаций) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание подбирается графическое или частичное графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т. п. В мнемосхемах к песням мы используем маленькие картинки (изображения). Схемы составлены так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимания лишними деталями. Глядя на эти схемы и рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию. Мнемосхемы (презентации) служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.
Использование метода мнемотехники даёт хороший результат. Мы заметили, что применение мнемотаблиц (презентаций) в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в память долгое время.
Но, есть одна тонкость при работе с мнемотаблицами. Необходимо вовремя отойти от графического изображения текста, это позволит ребенку самому, без подсказок, исполнить разученную песню.
Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности к школьному обучению. Ведь еще К. Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».