Вера Фролова
Мнемотехника как средство познавательной активности детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника как средства познавательной активности
детей с ЗПР.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Ушинский К. Д.
Слово «мнемотехника» - в переводе с греческого это «искусство запоминания». Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский
Публикация «Мнемотехника как средство познавательной активности детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
(6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов.
Актуальность использования мнемотехники.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как:
развитие познавательной активности;
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие ассоциативного мышления, воображения;
развитие мелкой моторики рук;
развитие связной речи;
преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
Мнемотехнику в детском саду называют по разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику - Сенсор-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями; Глухов В. П. - блоками – квадратами; Большева Т. В. - коллажем; Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Актуально применение мнемотехники в работе с детьми с ЗПР, так как:
- у детей с ЗПР выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;
- нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта;
- наблюдается низкий уровень развития восприятия;
- нарушено логическое мышление;
- наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;
- наблюдаются отклонения в развитии памяти, преобладает наглядно-образная память;
- заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания носит в основном непроизвольный характер;
- характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Мнемотехнику используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, отгадывании загадок, заучивание стихов. Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений.
Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек для детей с ЗПР и во всех возрастных группах ДОУ.
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Для заучивания стихотворений необходимо придерживается следующей последовательности.
Этапы работы над стихотворением:
1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.
2. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Так же мнемотехнику можно применять и для заучивания загадок. Применение мнемотехники для заучивания загадок особенно актуально для детей, имеющих ЗПР и ОНР, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
•стимуляция умственной активности;
•развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
•расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
При использовании мнемотехники можно говорить о прогнозируемых результатах. В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц – расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире,заучивание стихов превращается в игру, сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.