Ольга Мотренко
Мнемотехника как способ развития связной речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно и логическое мышление. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Публикация «Мнемотехника как способ развития связной речи у детей» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ребенок в дошкольном возрасте на протяжении всего времени формирует свой лексикон, свой словарный запас. Он учится выстраивать речь, излагать свои мысли, красиво говорить. Для того чтобы помочь ребенку в развитие речи и памяти, мы прибегнем к помощи такого метода как мнемотехника.
Мнемотехника – это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию.
Существует несколько мнемотехник, все они основаны на ассоциациях. Одна из техник предполагает использование наглядных материалов, которые помогают человеку быстрее и эффективнее запоминать что-либо. Так, существует несколько вариантов мнемотехнических материалов, которые подходят для развития памяти детей дошкольного возраста: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадраты — схематичное изображение, в котором закодировано слово, словосочетание или простое предложение. Закодированы могут быть как предметы, так и действия.
Мнемодорожки это ряд мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой. С помощью мнемодорожек могут быть зашифрованы небольшие рассказы, стихотворения, скороговорки и т. п.
Как заниматься.
В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки.
Выразительно прочитайте текст.
Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке. Соедините все изображения в единое целое.
Поинтересуетесь, все ли малыш понял, если что не понятно, стоит объяснить в доступной для него форме.
Читаете еще раз для закрепления материала.
Просите малыша повторить то, что он запомнил, глядя на мнемодорожку.
Иногда для вовлеченности в процесс стоит предложить раскрасить дорожку.
Мнемотаблицы это совокупность большого количества мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, в которых закодирован уже гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках.
Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к художественным произведениям. Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий. Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Мнемотехника активно используется для развития памяти детей дошкольного возраста, так как у них преобладает зрительно-образная память. А когда ребёнок слышит текст, который вы озвучиваете, и видит последовательность картинок, которые его иллюстрируют, работают сразу 2 типа восприятия — визуальное и слуховое.
Регулярные занятия с мнемотаблицами развивают внимание ребенка и его сообразительность, учат его выделять в потоке информации главное, проводить сравнение двух и более понятий.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
В мнемотехнике под повторением понимается процесс многократного припоминания информации. То есть, сведения должны повторяться исключительно путем их припоминания.
Обратите внимание, что мнемоническое повторение осуществляется не для запоминания, а для закрепления информации в мозге.
Первое припоминание информации необходимо сделать примерно через 40 – 60 минут после запоминания. Именно в течение этого времени разрушаются однократно образованные связи в памяти.
Второе припоминание делайте примерно через три часа после последнего.
Третье припоминание – примерно через 6 часов после последнего.
Четвертое припоминание – на следующий день, утром.
Чем чаще вы будете припоминать сведения, тем лучше они будут закрепляться в мозге.
В любом случае любые новые сведения необходимо интенсивно припоминать в течение примерно трех-четырех дней после первичного запоминания.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность ребёнка.
Вызывает интерес к заучиванию стихотворных произведений и к пересказам.
Способствует расширению словарного запаса и развитию речи дошкольника.
Расширяет объём знаний об окружающем мире.
Нужно ориентироваться на интересы ребёнка при выборе стихотворений и рассказов. Помогайте запоминать увлекательные факты окружающего мира для развития кругозора и используйте мнемотехнику, когда необходимо запомнить что-то конкретное.
Список литературы:
Большова Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.
Илларионова Ю. Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С. 13-15.
Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.
Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21.