Папки-передвижки

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей

Ольга Мотренко
Мнемотехника как способ развития связной речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно и логическое мышление. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Публикация «Мнемотехника как способ развития связной речи у детей» размещена в разделах

Ребенок в дошкольном возрасте на протяжении всего времени формирует свой лексикон, свой словарный запас. Он учится выстраивать речь, излагать свои мысли, красиво говорить. Для того чтобы помочь ребенку в развитие речи и памяти, мы прибегнем к помощи такого метода как мнемотехника.

Мнемотехника – это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию.

Существует несколько мнемотехник, все они основаны на ассоциациях. Одна из техник предполагает использование наглядных материалов, которые помогают человеку быстрее и эффективнее запоминать что-либо. Так, существует несколько вариантов мнемотехнических материалов, которые подходят для развития памяти детей дошкольного возраста: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Мнемоквадраты — схематичное изображение, в котором закодировано слово, словосочетание или простое предложение. Закодированы могут быть как предметы, так и действия.

Мнемодорожки это ряд мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой. С помощью мнемодорожек могут быть зашифрованы небольшие рассказы, стихотворения, скороговорки и т. п.

Как заниматься.

В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки.

Выразительно прочитайте текст.

Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке. Соедините все изображения в единое целое.

Поинтересуетесь, все ли малыш понял, если что не понятно, стоит объяснить в доступной для него форме.

Читаете еще раз для закрепления материала.

Просите малыша повторить то, что он запомнил, глядя на мнемодорожку.

Иногда для вовлеченности в процесс стоит предложить раскрасить дорожку.

Мнемотаблицы это совокупность большого количества мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, в которых закодирован уже гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках.

Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к художественным произведениям. Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий. Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мнемотехника активно используется для развития памяти детей дошкольного возраста, так как у них преобладает зрительно-образная память. А когда ребёнок слышит текст, который вы озвучиваете, и видит последовательность картинок, которые его иллюстрируют, работают сразу 2 типа восприятия — визуальное и слуховое.

Регулярные занятия с мнемотаблицами развивают внимание ребенка и его сообразительность, учат его выделять в потоке информации главное, проводить сравнение двух и более понятий.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В мнемотехнике под повторением понимается процесс многократного припоминания информации. То есть, сведения должны повторяться исключительно путем их припоминания.

Обратите внимание, что мнемоническое повторение осуществляется не для запоминания, а для закрепления информации в мозге.

Первое припоминание информации необходимо сделать примерно через 40 – 60 минут после запоминания. Именно в течение этого времени разрушаются однократно образованные связи в памяти.

Второе припоминание делайте примерно через три часа после последнего.

Третье припоминание – примерно через 6 часов после последнего.

Четвертое припоминание – на следующий день, утром.

Чем чаще вы будете припоминать сведения, тем лучше они будут закрепляться в мозге.

В любом случае любые новые сведения необходимо интенсивно припоминать в течение примерно трех-четырех дней после первичного запоминания.

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность ребёнка.

Вызывает интерес к заучиванию стихотворных произведений и к пересказам.

Способствует расширению словарного запаса и развитию речи дошкольника.

Расширяет объём знаний об окружающем мире.

Нужно ориентироваться на интересы ребёнка при выборе стихотворений и рассказов. Помогайте запоминать увлекательные факты окружающего мира для развития кругозора и используйте мнемотехнику, когда необходимо запомнить что-то конкретное.

Список литературы:

Большова Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.

Илларионова Ю. Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С. 13-15.

Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.

Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как способ развития связной речи у детей
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 20:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как способ развития связной речи у детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мотренко (УИ 3051929) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД