Лазаренко Ирина
Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги в своей практике часто видят, что дети, приходя в школу, сталкивается с огромным потоком информации и невозможностью справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказываются наши дети. Современные условия требуют от ребенка не только владения знаниями, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому и оперировать ими. «Сильные» или более подготовленные дети со временем справляются с этой задачей, а вот «слабые»… Поэтому для подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению в своей работе я использую элементы мнемотехники.
Публикация «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Память ребят с нарушениями речи не приспособлена к «простому запоминанию» стихотворения, чистоговорки или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. А стоит подкрепить все это картинками, как у ребенка появляется интерес.
Заметила, что при автоматизации звуков в речи многократное повторение одних и тех же слов дает минимальный результат – ребенок быстро утомляется, внимание ослабевает. Но стоит эти же слова «нарисовать» или изобразить графически, как ребенок уже сам берет тетрадь и начинает заниматься.
Звуковая улитка помогает в игровой форме автоматизировать поставленные звуки.
А подобранные и нарисованные слова на определенный звук дают возможность запомнить его без труда.
Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит схематичное изображение букв, цифр, предметов.
Использование при работе с детьми мнемотехнических таблиц помогает в игровой форме выучить стишок.
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок
Мнемотаблицы тренируют зрительную память, развивают логическое мышление, воображение, смекалку, тренируется умение составлять связный рассказ по образам.
Таблицы рисуем черно-белыми, затем раскрашиваем картинки. Получается ярко и красочно.
Детям нравится цветные таблицы, сделанные своими руками.
По этим таблицам они могут сами повторять стихи. В середине года проводится конкурс чтецов. Где дети совместно с родителями «рисуют» стишок, а затем в группе его рассказывают и демонстрируют нарисованные дома таблицы.
Таким образом, мы развиваем не только память, мы воспитываем учебный интерес, гордость за совместную деятельность с родителями и мелкую моторику (при раскрашивании таблиц)
Кроме таблиц с детьми практикуем создание книжек – малышек, где рисуются сказки, составляются рассказы из жизни семьи, например – «Как моя семья провела лето».
Каждая страничка книжки – фраза (действие) в сказке (рассказе) в то же время страничка как часть мнемотаблицы.
Так же с помощью мнемотехники детям легко составлять описательные рассказы, рассказывать о сезонных явлениях в природе.
Мнемотаблицы могут быть простыми и тематическими благодаря им начинает работать эмоционально – образная память ребенка.
Мнемотехника не только совершенствует память, но параллельно способствует развитию визуального мышления, а также способности долгое время концентрировать внимание на одном предмете или материале. Дети с большим удовольствием включаются в “увлекательную игру – запоминание” и очень быстро показывают “чудеса памяти”, запоминая (и вспоминая)
Включая элементы мнемотехники в свою работу, удается сформировать готовность ребенка к школьному обучению, выработать навык грамотной обработки информации, научить усваивать сложный материал без умственного и нервного напряжения. Думаю, эти качества очень пригодятся не только детям, но и педагогам, к которым придут наши детки в первый класс.