Лариса Владимировна Дзюба
Мнемотехника как инструмент речевой грамотности дошкольников в соответствии ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации (ФГОС) Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования актуальным становится изучение, и использование таких технологий, в рамках которых заложен опыт практической реализации таких положений стандарта дошкольного образования, как формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности, поддержка детской инициативы, создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Публикация «Мнемотехника как инструмент речевой грамотности дошкольников в соответствии ФГОС ДО» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Для себя важным считаю – сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, чтобы ребенок занимался с удовольствием и вместе с тем усваивал необходимую информацию.
Решать данную задачу мне помогают технологии моделирования – мнемотехника.
МНЕМОТЕХНИКА в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника включает в себя работу с мнемодорожками, мнемоквадратами и мнемотаблицами.
Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать :
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Работа над мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Мнемотаблицы особенно эффективны при овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т. п.
Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Обучение составлению рассказов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование мнемотаблицы (модели) текста и разного рода упражнений по составлению и распространению предложений.
Теперь подробно поговорим о том, какие приемы и методы можно использовать при обучении детей.
- придумывание предложений по картинке (по одно картинке можно придумать и несколько предложений);
-распространение предложений (просим ребенка «украсить» предложение);
-придумывание предложений по опорным словам и др.
Пересказ является одним из самых простых видов связного высказывания, особенно, если при этом есть опора на наглядность. Так как ребенку не нужно думать над структурой, подбором лексических и грамматических средств выражения мыслей, ведь они уже содержатся в тексте.
При обучении детей описательному рассказу удобно использовать схемы, позволяющие выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти (такие схемы разработаны Т. А. Ткаченко). С помощью схем можно составлять не только рассказы, но и загадки, сравнивать несколько предметов. Такие игры, как «Оживление фотографии», «Напиши картину словами» также являются основой для составления описательных рассказов, но являются более сложными, т. к. там отсутствует опора на наглядность или она минимальна.
Чтобы составить повествовательный текст, проще всего использовать схему, отражающую цепную структуру текста. Вот пример такого рассказа.
При работе с серией сюжетных картин можно дополнительно дать задания на установление последовательности событий, придумать окончание рассказа или любой другой части, т. е. показывать не все картинки.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т. п.
Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Также в своей работе используем живые мнемотаблицы. Суть живой мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной. Они включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.
Использование живых мнемотаблиц обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, позволяют более полно использовать возможности зрительных, слуховых анализаторов обучаемых.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.
Таким образом, с помощью схем-моделей, мнемотаблиц, можно достичь следующих результатов:
• Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
• Расширить круг знаний об окружающем мире.
• Активизировать словарный запас.
• Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Заключение
Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.
Литература:
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М. : ИНТУИТ. РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003