Татьяна Ягодина
Мнемотехника — как иновационный метод в работе логопеда с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника - как иновационный метод в работе логопеда с детьми с ОНР.
В нашей практике все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта. Это системное недоразвитие речи осложненное дизартрией. При этом нарушается не только формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики, просодической стороны речи, но также высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, внимания).
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Существует много разнообразных, традиционно используемые приемов работы, позволяющих добиться определенных успехов в этом направлении. Изучив различные иновационные коррекционно-развивающие технологии, используемые в инклюзивном образовании, я хочу поделиться эффективными приемами работы,которые я использую в развитии связной речи на основе мнемотехники, т. к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту. К. Д. Ушинский говорил:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Опора на визуальный образ очень важна для деток с нарушениями речи, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Так можно «разрисовать» рассказ, сказку, пословицу, стихотворение, можно «записать» используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспроизводит полученную информацию. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по своему я использую в коррекционной работе приёмы мнемотехники.
Цель мнемотехники:
Развитие всех психических процессов: памяти, внимания, образного мышления,которые тесно связаны с речью и её полноценным развитием.
Задачи мнемотехники:
1. Развитие умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
2. Формирование у детей умений и навыков восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
3. Развитие умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
4. Развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
5. Развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей;
6. Развитие мелкой моторики рук;
7. Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
8. Создание условий способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Мнемотаблицы-схемы используются :
-При отгадывании загадок
-Для акустической и артикуляционной характеристики звуков
- При автоматизации звуков
-При заучивании стихотворений
-При пересказе художественной литературы
-При составлении предложений
-Для обогащения словарного запаса
- При составлении описательных рассказов.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу необходимо с простейших мнемоквадратов,затем мнемодорож
Результаты использования мнемотехники в логопедической работе:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
-у детей автоматизация звуков речи происходит быстрее и интереснее;
-дети учатся добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
-дети учатся формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
-совершенствуются психические процессы: внимание, память, мышление.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Примеры использования мнемотехники:
1. Использование мнемодорожек и мнемотаблиц при изучении,постановке и автоматизации звуков.
На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»:выучить двустишие или четверостишие, в котором присутствует автоматизируемый звук и повторять его многократно в течении нескольких дней. Использование данного метода показывает, что для точного повторения скороговорок необходимо схематичное изображение отдельных частей. Вот здесь на помощь приходит и мнемотехника. Использование системы мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
2. При заучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
3. При составлении рассказа.
План рассказа:
1. Характерные признаки осени (солнце,дождь,листья опадают)
2. Что собирают в садах и огородах (дары природы)
3. Подготовка зверей к зиме;
4. Одежда поздней осенью. (как одеваются люди)
3. При составлении описательного рассказа
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Составление рассказов-описаний по теме «Игрушки»
1. Вопросительный знак (Что это)
2. Твердая или мягкая (Какая на ощупь)
3. Мячи (Какого размера игрушка)
4. Цветные пятнышки (Какого цвета)
5. Детали. (Назови ее детали. Из чего состоит)
6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть).
Как вариант описания предмета игра «Назови признак». Для описания выбирается предмет. Дети крутят волчок по очереди и называют значение мнемокарточки. (форма. цвет. назначение. материал. и. т. д. Следить,что бы ребенок старался говорить полным предложением.
4.Самостоятельный подбор признаков к предмету с последующим его описанием.
1. Цвет (выбрать из предложенных мнемоквадратов)
2. Твердый или мягкий. (выбрать мнемоквадрат)
3. Какой формы (выбрать)
Затем ребенок произносит все признаки: «Капуста зеленая…твердая…круглая) …и т. д.