Виктория Лихачева
Мнемотаблицы в обучении детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотаблицы в обучении детей с РАС
У воспитанников с РАС в основном преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер: ребёнок лучше запоминает события, предметы, факты, явления, близкие его жизненному опыту. Мнемотехника – это система методов и приемов, которая способствует успешному освоению детьми знаний о признаках объектов природы, об окружающем мире, эффективному запоминанию структуры различных произведений, сохранению и воспроизведению информации, и конечно развитию речи.
Публикация «Мнемотаблицы в обучении детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Как и другая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с использования самых простых мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам (небольшие 4 квадрата 2Х2, и позже — к мнемотаблицам. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные материалы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять — изобразить персонажа в символическом виде.
Мнемотаблица — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых частей сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы изображенное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Отличительная черта методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Не стоит ограничиваться только мнемотаблицами. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.