Светлана Санжурина
Кружок «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/сад с. Приволжское
Рабочая программа экологического кружка «Мир вокруг нас»
средняя группа
Руководитель кружка : Санжурина Светлана Николаевна
2013-2014год
Рабочая программа экологического кружка «Мир вокруг нас» средняя группа
детский сад с. Приволжское
Общие сведения о коллективе:
1. Название кружка : «Мир вокруг нас»
2. Год образования: 2013-2014г
3. Общее число участников: 16
Публикация «Кружок „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
4. Руководитель: Санжурина С. Н.
5. Образование: высшее.
6. Стаж работы: 2,5г
7. Категория: нет
8. Основная работа: воспитатель
9. Дети: средняя группа д/сад с. Приволжское
10. Место проведения: группа, участок
11. Время проведения: четверг, 2 половина дня, 1и 3 неделя.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
1. Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
2. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того
3. Программно - методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Мир вокруг нас» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы на основе дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».
4. Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
5. Задачи экологического кружка «Мир вокруг нас» :
Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц.)
Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
6. Основные направления экологического кружка «В мире природы».
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
7. Организация деятельности и режим экологического кружка :
Кружок проводится 1 раз в 2недели – четверг, 2 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом ФГТ, возрастных особенностей дошкольников и требованиями на основе программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения…
8. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Предполагаемый результат.
Дошкольник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
Несколько видов явлений неживой природы.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
План работы кружка
Сентябрь
1. «Цветы на участке осенью»
2. «Что нам осень подарила»
Октябрь
1. «За грибами мы пойдём»
3. «Как звери к зиме готовятся»
Ноябрь
1. Развлечение «Синичкин праздник»
2. «Птицы на юг улетают»
Декабрь
1. «Снежинка» опыт
2. «Волшебная льдинка» опыт
Январь
1. «Жизнь птиц зимой».
2. «Мороз-удивительный художник» опыт.
Февраль
1. Комнатные растения
2. «Полезные витамины»
Март
1. «Первые сосульки».
2. «Перелётные птицы»
Апрель
1. «Насекомые весной»
2. «Ручейки весенние. Ты плыви, кораблик мой» (запуск бумажных корабликов)
Май
1. «День Победы!» На праздник ветеранов.
2. «Отдых на природе» (о правилах поведения в природе)
Литература:
• Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 4-5 лет
• Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа
• Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 4-5 г
• Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. 4-5 лет
• Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности
• Статьи, газеты, журналы, интернет.