МААМ-картинки

Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка (2 фото)

Гусева Евгения Олеговна
Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка
▼ Скачать

Соавтор: Пехтерев Игорь Васильевич, инструктор первой помощи Российского красного креста

Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка

Пояснительная записка

XXI век – это век высоких технологий, беспроводных коммуникаций и огромных скоростей. Но также это и век экстремизма, террористических акций, роста насилия и агрессии в мире, увеличения количества природных катаклизмов и различных экстремальных ситуаций. Также серьезное психологическое воздействие на человека оказывают и ситуации потенциальной угрозы, «характерные тем, что объективные сложности, трудности, опасности выражены в них неявно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека» (например, в ситуации дорожного движения, обращения с огнестрельным оружием) [5].

Публикация «Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи „Первые шаги первой помощи“, Пояснительная записка» размещена в разделах

Неизбежным последствием жизни в таких условиях является нарушение базовой потребности человека – потребности в безопасности. Стрессогенные условия, непрерывная тревога и постоянное ожидание каких-либо происшествий могут сделать жизнь современного человека невыносимой и гнетущей. В такой ситуации все усилия организма были бы направлены только на удовлетворение потребности в безопасности: поиск защищенности, стабильности, порядка и отсутствия страха, тревоги и хаоса. И это негативным образом отразилось бы на способности человека активно и продуктивно жить и работать, поскольку, согласно А. Маслоу, только удовлетворение «освобождает организм от господства относительно более физиологической потребности, давая, таким образом, возможность появлению других, более социальных целей» [2].

Однако, несмотря на все угрозы, явные и скрытые, человек по-прежнему продолжает жить, работать и успешно взаимодействовать в социуме. Это возможно благодаря действию защитных механизмов психики, в первую очередь, таких как «отрицание» и «вытеснение». Любой человек, независимо от уровня образования и социального положения, несмотря на получаемую информацию обо всех происходящих катаклизмах, все равно верит, что с ним и с его близкими ничего подобного не произойдет. Он верит во власть человека над собственной жизнью, поскольку только так человек может выжить в этом небезопасном мире и остаться работоспособным и психически здоровым. «Отрицание» и «вытеснение» работают эффективно, помогая психике человека избавляться от излишнего напряжения и тревоги. Но, к сожалению, в данном случае работают самые элементарные механизмы, которые сильно искажают и фальсифицируют восприятие реальности, а значит, они работают только в том случае, когда действительно ничего катастрофического и экстремального не происходит. Однако рано иди поздно, практически каждый человек реально становится участником или свидетелем какой-либо чрезвычайной ситуации, и тогда привычное защитное поведение ломается. В этот момент психика подвергается двойному напряжению: во-первых, со стороны самой ситуации, во-вторых, от внутреннего ощущение невозможности, нереальности происходящего. В этом обнаруживается острая проблема современности – неготовность человека к встрече с чрезвычайной ситуацией.

Поведение человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях в последние два-три десятилетия привлекают особое внимание различных специалистов, в том числе психологов. Существует большое количество эмпирических данных об особенностях поведения человека в ЧС и о влиянии ЧС на его психику. Эти данные постепенно систематизируются, осмысливаются и становятся теоретической основой практической деятельности психологов экстренных служб. Они также служат для выработки рекомендаций по оказанию экстренной психологической помощи, по работе с посттравматическим стрессовым расстройством, по психологической подготовке к ЧС. Однако подавляющее большинство публикаций о психологической подготовке человека к экстремальным ситуациям описывают процесс подготовки спасателей и других специалистов, работающих в экстремальных условиях. Безусловно, психологическая подготовка спасателей – важное направление деятельности психологов, но спасатели составляют весьма незначительную часть людей, подвергающихся воздействию экстремальных условий. В 2005 году, описывая результаты деятельности Центра психологии экстремальных ситуаций ПИРАО, В. В. Рубцов пишет: «Для того чтобы подойти к решению проблемы психологической безопасности необходима … разработка системы повышения психологической грамотности населения» [4].

Дети являются наиболее уязвимой категорией населения, поскольку они менее всего подготовлены к встрече с чрезвычайными ситуациями. «Существует ошибочное мнение относительно того, что маленькие дети практически ничего не понимают в том, что происходит с ними, и соответственно их реакция будет существенно отличаться от реакции взрослых, которые с целью ограждения ребенка от неприятностей стараются скрыть реально существующее положение дел» [3]. По этой же причине взрослые, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией, отстраняют детей, изолируют их, что также является неверным, т. к. отстраненный ребенок не получает информацию о происходящем. Поскольку наиболее значимым фактором, определяющим степень психической травматизации ребенка, выступает восприятие ребенком чрезвычайной ситуации [3], особенно важно не оставлять ребенка один на один с ней, а объяснить причины происходящего и указать на необходимые действия.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией и не понимая происходящего, в попытке спастись от этого прячутся по темным углам (в шкафах, под кроватями и т. д.). Однако такое поведение лишь увеличивает опасность для них, поэтому детей необходимо заранее готовить к наиболее вероятным трудным и чрезвычайным ситуациям, четко объясняя им, что нужно сделать, чтобы не пострадать. Кроме того, в такой ситуации дети могут стать помощниками. С того момента, когда ребенок выучил цифры, он уже может вызвать службы спасения и тем самым спасти кому-то жизнь. В работе служб спасения известны такие случаи, когда удавалось спасти жизни людей благодаря звонку маленького ребенка, который смог позвонить в «01» и сказать лишь одно слово: «Огонь».

Опираясь на эти постулаты, мы считаем, что детей можно и нужно обучать первой помощи, чтобы обезопасить их самих, обучив правильному поведению при ЧС, и чтобы дать им возможность помочь другому человеку, если ему стало плохо, даже когда других взрослых рядом не оказалось.

Для этой цели на основе программы «Первой помощи» Российского красного креста [1] нами было разработано мини-занятие «Первые шаги первой помощи». Занятие подготовлено таким образом, чтобы проводить работу с детьми от 4-х лет, поскольку не требует от детей больших физических затрат, каких-либо предварительных знаний или заучивания большого количества материала. Занятие проводится в игровой форме, что облегчает процесс запоминании детьми алгоритма поведения при возникновении ЧС. Также это занятие подходит для проведения «поточным методом», когда необходимо в короткие сроки обучить большое количество детей (например, в детском лагере, в школе и т. д.).

Литература

1. Базовый курс «Первая помощь» Российского красного креста (от 28 мая 2014 года)/ http://www.redcross.ru/?pid=265

2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2008. – С. 60-65.

3. Онищенко Н. В. Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1 (23). С. 45-52.

4. Рубцов В. В. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. // Вестник практической психологии образования, № 3. – М. : МГППУ, 2005.– С. 112-116.

5. Энциклопедия юридической психологии. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА., 2003.

Фото «Первые шаги первой помощи»
Публикации по теме:

Конкурс поделок «Осенние фантазии»Конкурс поделок «Осенние фантазии» Каждый год в нашем дошкольном учреждении проходят конкурсы творческих работ. Этот год не стал исключением! В октябре 2014 года в детском.

Пасхальное яйцо с изображением, Животворящего Креста! «Христос Воскресе!»Пасхальное яйцо с изображением, Животворящего Креста! «Христос Воскресе!» Дорогие друзья. коллеги! Хочу рассказать вам историю которая произошла на Пасху в этом 2014 году. Согласно преданию, первое пасхальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка
Опубликовано: 4 января 2015 в 21:12
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка» (включая файлы) размещена пользователем Гусева Евгения Олеговна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД