Макаренко
Мини-проект (практико-ориентированный) «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка предполагает решение основной задачи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. С целью решения этой задачи в практике педагога-психолога осуществляется эта работа в основных направлениях деятельности, используются различные формы и методы взаимодействия с детьми, родителями, педагогами.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Психология. Работа психолога
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Цель – помочь ребенку противостоять негативным воздействиям социального окружения, защитить его от неблагоприятных обстоятельств, обеспечить условия развития эмоционально стабильной, уверенной в своих силах целенаправленной личности.
Задачи:
• развитие навыков общения и формирование положительной самооценки
• формирование эмоциональной стабильности, эмоционального благополучия
• обучение приемам управления своим психоэмоциональным состоянием
• снятие психомоторного напряжения
• содействие конструктивному общению взрослых с ребенком.
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги.
Программа занятий построена на следующих принципах:
1) знакомство или повторение эмоций, психологических понятий, необходимых для успешной работы на занятии;
2) блок “разминок” и психологических упражнений, направлен на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление и отреагирование эмоций, спонтанное поведение;
3) установление различного вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях с использованием игровых методов;
4) проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения владению собственными эмоциями;
5) использование упражнений на развитие когнитивных структур, осознание причин и последствий различных эмоциональных состояний.
Структура программы включает в себя три раздела:
І раздел – работа с детьми
ІІ раздел – работа с педагогами
1. Мастер-класс для педагогов
2. Варианты игровых заданий по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста.
3. Картотека игр на развитие эмоциональной сферы.
ІІІ раздел – работа с родителями
1. Просветительская работа с родителями
2. Общие рекомендации по формированию психологической безопасности у детей.
В коррекционно-развивающие занятия с детьми включены следующие методы и техники работы:
1. Игры-приветствия
2. Этические беседы
3. Психологические этюды, проигрывание ситуаций
4. Упражнения на самопознание
5. Психогимнастика
6. Элементы изо-, музо-, танцевальной терапии
7. Упражнения на снятие мышечного напряжения
8. Игры-релаксации
9. Пантомимика
10. Психологическое исследование эмоциональной сферы, изучение продуктов детской деятельности.
Условия проведения занятий:
1) принятие ребёнка таким, какой он есть;
2) нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из предложенной ситуации;
4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
5) игра не комментируется взрослым;
6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Критерии диагностического обследования дошкольников
• уровень тревожности, агрессивности, импульсивности;
• страхи;
• эмоциональная ориентация ребенка на себя или на других людей;
• степень готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нем;
• социальный статус в группе сверстников;
• семейная ситуация;
• самооценка;
• преобладающий тип темперамента.
Комплекс психодиагностических методик :
• Вопросник - анкета тревожности, агрессивности, импульсивности автор А. И. Захаров.
• Проективная методика «Три желания».
• Методика «Что – почему – как».
• Тест тревожности Р. Теммл, В. Амен.
• Методика «Страхи в домиках» М. Панфиловой
• Проективные методики «Рисунок семьи», рисунок «Человек».
• Тест-анкета на определение доминирующего типа темперамента.
• Наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности.
Форма организации занятий – подгрупповая 6-8 чел.
Принцип комплектования: в группу включаются дети с похожими психоэмоциональными характеристиками : повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе, импульсивность, низкий социальный статус, заниженная самооценка.
Занятие конструируется приблизительно следующим образом :
• Ритуал приветствия: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).
• Коррекционно-развивающий блок: познавательный материал, беседы, включение элементов музо, изо, танцевальной терапии, игры и упражнения на снятие тревожности, агрессивности, импульсивности, игры на снятие мышечного напряжения, (продолжительность 20 минут).
• Релаксация, психологические этюды (продолжительность 5 минут).
• Ритуал прощания (продолжительность 2 минуты).
Продолжительность занятия 30 мин. Оптимальность периодичности встреч с детьми раз в неделю.
Ожидаемыми результатами использования этой программы являются:
• Выполнение детьми диагностических заданий.
• Осознание собственных эмоций, умение ими владеть, сдерживать их.
• Понимание эмоциональных состояний окружающих людей.
• Позитивное отношение детей к ровесникам, дружественные отношения между ними.
• Адекватная реакция на различные жизненные ситуации.
• Уверенность в своих силах, чувство самоуважения.
• Стремление убедиться в своих моральных качествах.
Надежным показателем верно выбранных средств психологической безопасности служит хорошее, бодрое настроение детей, проявляемые ими чувства радости, уверенности.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
Раздел І. Работа с детьми Раздел ІІ. Работа с педагогами
Раздел ІІІ. Работа с родителями
Тематика занятий
1 «Кто я?» Презентация развивающих игр
«Азбука настроения», «Театр настроения»
Тест-анкета на определение доминирующего типа темперамента у ребенка.
2 «Я – единственный такой» Презентация игр с тревожными детьми (проигрывание игр)
Рекомендации по воспитанию детей согласно типу темперамента
3 «Что мне нравится, и чего я не люблю». Презентация игр с агрессивными детьми
Круглый стол «Магазин игрушек»
4 «Я и другие» Презентация игр с импульсивными детьми
Советы родителям «Как воспитывать тревожного ребенка?»
Ноябрь
5 «Ты и я – это мы» Презентация игр на снятие мышечного напряжения
Памятка
Как научить ребенка выражать свои чувства
6 «Наши эмоции» Презентация игр по развитию и коррекции базовых эмоций.
Буклет «Как сохранить психологическое здоровье ребенка?»
7 «Что мы знаем о чувствах» Презентация развивающей игры «Путешествие в мир эмоций»
Выпуск газеты «Полезная газета»
8 «Чувства разные бывают» Буклет «Что в душе у ребенка?»
Тренинг «Социализация ребенка в семье»
Декабрь
9 «Наши страхи» Презентация игр-приветствий
Буклет «Наказание или прощение?»
10 «Я не боюсь!» Мастер-класс «Страна чувств» Консультация «Самоуважение ребенка. Как его воспитать?»
11 «Дружба начинается с улыбки» Буклет «Психология делового общения»
Буклет «Добрая игрушка сохранит детскую душу»