Лучший педагог года

Мини-проект (практико-ориентированный) «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды»

Макаренко
Мини-проект (практико-ориентированный) «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка предполагает решение основной задачи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. С целью решения этой задачи в практике педагога-психолога осуществляется эта работа в основных направлениях деятельности, используются различные формы и методы взаимодействия с детьми, родителями, педагогами.

Темочки:

Цель – помочь ребенку противостоять негативным воздействиям социального окружения, защитить его от неблагоприятных обстоятельств, обеспечить условия развития эмоционально стабильной, уверенной в своих силах целенаправленной личности.

Задачи:

• развитие навыков общения и формирование положительной самооценки

• формирование эмоциональной стабильности, эмоционального благополучия

• обучение приемам управления своим психоэмоциональным состоянием

• снятие психомоторного напряжения

• содействие конструктивному общению взрослых с ребенком.

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги.

Программа занятий построена на следующих принципах:

1) знакомство или повторение эмоций, психологических понятий, необходимых для успешной работы на занятии;

2) блок “разминок” и психологических упражнений, направлен на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление и отреагирование эмоций, спонтанное поведение;

3) установление различного вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях с использованием игровых методов;

4) проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения владению собственными эмоциями;

5) использование упражнений на развитие когнитивных структур, осознание причин и последствий различных эмоциональных состояний.

Структура программы включает в себя три раздела:

І раздел – работа с детьми

ІІ раздел – работа с педагогами

1. Мастер-класс для педагогов

2. Варианты игровых заданий по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста.

3. Картотека игр на развитие эмоциональной сферы.

ІІІ раздел – работа с родителями

1. Просветительская работа с родителями

2. Общие рекомендации по формированию психологической безопасности у детей.

В коррекционно-развивающие занятия с детьми включены следующие методы и техники работы:

1. Игры-приветствия

2. Этические беседы

3. Психологические этюды, проигрывание ситуаций

4. Упражнения на самопознание

5. Психогимнастика

6. Элементы изо-, музо-, танцевальной терапии

7. Упражнения на снятие мышечного напряжения

8. Игры-релаксации

9. Пантомимика

10. Психологическое исследование эмоциональной сферы, изучение продуктов детской деятельности.

Условия проведения занятий:

1) принятие ребёнка таким, какой он есть;

2) нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из предложенной ситуации;

4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

5) игра не комментируется взрослым;

6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Критерии диагностического обследования дошкольников

• уровень тревожности, агрессивности, импульсивности;

• страхи;

• эмоциональная ориентация ребенка на себя или на других людей;

• степень готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нем;

• социальный статус в группе сверстников;

• семейная ситуация;

• самооценка;

• преобладающий тип темперамента.

Комплекс психодиагностических методик :

• Вопросник - анкета тревожности, агрессивности, импульсивности автор А. И. Захаров.

Проективная методика «Три желания».

• Методика «Что – почему – как».

• Тест тревожности Р. Теммл, В. Амен.

• Методика «Страхи в домиках» М. Панфиловой

• Проективные методики «Рисунок семьи», рисунок «Человек».

• Тест-анкета на определение доминирующего типа темперамента.

• Наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности.

Форма организации занятий – подгрупповая 6-8 чел.

Принцип комплектования: в группу включаются дети с похожими психоэмоциональными характеристиками : повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе, импульсивность, низкий социальный статус, заниженная самооценка.

Занятие конструируется приблизительно следующим образом :

Ритуал приветствия: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).

Коррекционно-развивающий блок: познавательный материал, беседы, включение элементов музо, изо, танцевальной терапии, игры и упражнения на снятие тревожности, агрессивности, импульсивности, игры на снятие мышечного напряжения, (продолжительность 20 минут).

• Релаксация, психологические этюды (продолжительность 5 минут).

• Ритуал прощания (продолжительность 2 минуты).

Продолжительность занятия 30 мин. Оптимальность периодичности встреч с детьми раз в неделю.

Ожидаемыми результатами использования этой программы являются:

• Выполнение детьми диагностических заданий.

• Осознание собственных эмоций, умение ими владеть, сдерживать их.

• Понимание эмоциональных состояний окружающих людей.

• Позитивное отношение детей к ровесникам, дружественные отношения между ними.

• Адекватная реакция на различные жизненные ситуации.

• Уверенность в своих силах, чувство самоуважения.

• Стремление убедиться в своих моральных качествах.

Надежным показателем верно выбранных средств психологической безопасности служит хорошее, бодрое настроение детей, проявляемые ими чувства радости, уверенности.

Календарно-тематическое планирование

Октябрь

Раздел І. Работа с детьми Раздел ІІ. Работа с педагогами

Раздел ІІІ. Работа с родителями

Тематика занятий

1 «Кто я?» Презентация развивающих игр

«Азбука настроения», «Театр настроения»

Тест-анкета на определение доминирующего типа темперамента у ребенка.

2 «Я – единственный такой» Презентация игр с тревожными детьми (проигрывание игр)

Рекомендации по воспитанию детей согласно типу темперамента

3 «Что мне нравится, и чего я не люблю». Презентация игр с агрессивными детьми

Круглый стол «Магазин игрушек»

4 «Я и другие» Презентация игр с импульсивными детьми

Советы родителям «Как воспитывать тревожного ребенка?»

Ноябрь

5 «Ты и я – это мы» Презентация игр на снятие мышечного напряжения

Памятка

Как научить ребенка выражать свои чувства

6 «Наши эмоции» Презентация игр по развитию и коррекции базовых эмоций.

Буклет «Как сохранить психологическое здоровье ребенка

7 «Что мы знаем о чувствах» Презентация развивающей игры «Путешествие в мир эмоций»

Выпуск газеты «Полезная газета»

8 «Чувства разные бывают» Буклет «Что в душе у ребенка?»

Тренинг «Социализация ребенка в семье»

Декабрь

9 «Наши страхи» Презентация игр-приветствий

Буклет «Наказание или прощение?»

10 «Я не боюсь!» Мастер-класс «Страна чувств» Консультация «Самоуважение ребенка. Как его воспитать?»

11 «Дружба начинается с улыбки» Буклет «Психология делового общения»

Буклет «Добрая игрушка сохранит детскую душу»

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика»Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика» Педагоги МБДОУ детского сада №7 и родительский духовный клуб "Свет Добра" поддержали проект Всероссийского общественного движения "Матери.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана»Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана» Информационно-практико-ориентированный проект. «Моя малая Родина- Палана» Воспитатели: Кусярбаева Нургуль Фатиховна Михайлова Гульчачак.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-проект (практико-ориентированный) «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды»
Опубликовано: 17 марта 2025 в 14:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-проект (практико-ориентированный) «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды»» (включая файлы) размещена пользователем Макаренко (УИ 2032905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 марта 2025 воскресенье
Мишкин праздник!
Павел Яблочков получил патент на «электрическую свечу».
24 марта 2025 понедельник
День белой ромашки!
Неделя музыки для детей и юношества!
Играем с паровозиками, поездами и железной дорогой!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД