Лидия Бондаренко
Мини-проект для детей средней группы «Вода и ее значение в жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-проект для детей средней группы «Вода и ее значение в жизни».
Проблема: Вода встречается везде, мы ею пользуемся, но не осознаем значения этого вещества в нашей многообразной жизни. Надо, чтобы дети и некоторые взрослые осознанно относились к использованию воды и берегли ее.
Публикация «Мини-проект для детей средней группы „Вода и ее значение в жизни“» размещена в разделах
Цель: Создать условия, при помощи которых у детей сформируются представления о значении воды в нашей жизни. Выработать потребность в бережном отношении к воде.
Задачи:
1. Формировать и расширять знания детей о значении воды в жизни:
а) вода – источник жизни;
б) вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
2. Дать знания об источниках питьевой воды.
3. Формировать представления о некоторых видах природных водоемов.
4. Познакомить с круговоротом воды в природе.
5. Расширить знания детей о свойствах воды.
6. Организовать деятельность детей по созданию альбома «Волшебница-вода».
7. Активизировать и обогащать словарь детей образными характеристиками признаков воды.
8. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение.
9. Прививать бережное отношение к воде в повседневной жизни.
I этап: На первом этапе, детей подводят к проблеме о значении воды в жизни, что люди потребляют воду, не ценя ее. Было замечено, что дети стали проявлять интерес к нашей проблеме. Отсюда встала цель создать ситуации, при которых у детей формировались представления о значимости воды в жизни. Таким образом, дети сами вовлекались в процесс при создании нами проблемных ситуаций. Из поставленной проблемы и определенной цели, стали возникать задачи. Одной из самых важных задач на первом этапе работы явилась организация деятельности детей по созданию альбома «Волшебница-вода», где могли бы постепенно систематизироваться знания детей о признаках воды.
II этап: На втором этапе создаются все условия для поиска ответов на все поставленные вопросы. Все ответы постепенно отображаются новой страницей альбома, где дети были инициаторами изображения. Таким образом, появились следующие задачи: дать представления о некоторых видах водоемов – здесь детей подводят к тому, что воды на земле больше чем суши и оговаривается тот момент, что есть большие водоемы, такие как океан, море, река. А есть и маленькие водоемы, такие как озеро, пруд, ручей. Подводить детей к этому через разные формы работы: занятия по ознакомлению с окружающим, занятия по формированию математических представлений – измерять реку и ручей, сравнивать по ширине и длине. И как вывод этой задачи, явилась страница предложенная детьми.
Далее решается задача знакомства детей с источниками питьевой воды, детей подводят к понятию того, что есть соленая вода, а есть пресная (питьевая). Питьевая, в свою очередь, может делиться на мертвую (очищенную воду) и минеральную воду, которая несет много полезных веществ для организма человека. Здесь, совместно с родителями и детьми, организовывается выставка питьевой и минеральных вод на тему: «Волшебница-вода». Разработаны правила различения столовой и минеральной воды и сформированы понятия их использования.
Здесь же подводят детей к тому, что вода является источником жизни не только для человека, но и для мира природы в целом.
Далее ставилась задача расширить знания детей о свойствах воды, а также познакомить с круговоротом воды в природе. Эти задачи решаются в совместной деятельности с детьми через опыты и эксперименты. Можно поставить следующие опыты: превращения воды в лед, в пар, растворимость веществ в воде (камни, песок, глина, сахар, крахмал, вода не имеет цвета (окрашивание воды в разные цвета) и опыт образования дождевых капель. Делается картотека опытов. С круговоротом воды дети знакомятся через игру «Ходят капельки по кругу», а также отображают круговорот воды в природе на одном из листов альбома. Используется метод маленьких человечков.
III этап: на третьем этапе решаются задачи экологического плана. Ведутся беседы о бережном отношении к воде. Используется системный анализ.
Работа в рамках проекта проходит в тесной взаимосвязи со специалистами детского сада.
Новизна проекта заключается в том, что:
• Закладывается основа для развития навыков исследовательской работы у детей 5-го года жизни;
• Формируется чувствительность к проблемам, побуждение формулировать и решать противоречия;
• Пополняется активный словарь детей по теме проекта, дети осваивают модели составления образных характеристик признаков воды;
• Вызывается познавательный интерес у детей с разными уровнями познавательного развития.