Ирина Бельская
Проект «Мини-огород на участке в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ «МИНИ – ОГОРОД НА УЧАСТКЕ»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Участники проекта: дети, родители, специалисты ДОУ, воспитатели.
Адресация проекта: Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.
Тип проекта:
По продолжительности – среднесрочный (июнь – сентябрь)
По количеству участников – коллективный
По направленности деятельности – познавательно – исследовательский.
Публикация «Проект „Мини-огород на участке в старшей группе“» размещена в разделах
- Огород на участке
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Посадка и выращивание растений
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Проекты
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Цель проекта: Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
Задачи проекта:
- Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
- Закреплять представление об общих признаках растений и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.
- Развивать чувство ответственности за порученное дело.
- Развитие у детей умения наблюдать, делать выводы.
- Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
- Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Сроки реализации: 01.06.2019 – 30.09.2019 гг.
Прогнозируемый результат:
- Формирование бережного отношения к растительному миру.
- Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений.
- Привитие детям уважительного чувства к труду.
- Получить урожай томата, огурцов, баклажанов, перца, капусты.
1. Введение
1.1 Актуальность.
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Наблюдая за явлениями и объектами живой природы, ребенок обогащает свои знания. Чем глубже ребенок познает окружающую среду, тем больше у него возникает вопросов. Для того чтобы ребенок самостоятельно мог найти ответы на некоторые вопросы, было решено организовать на территории детского участка мини- огород.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Дети смогут принять активное участие в экспериментировании, наблюдении, исследовании.
Таким образом, будут созданы благоприятные условия для формирования у детей навыков ухода за различными культурами, трудовых навыков, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину, склоняется к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
1.2. Проблема
Условия жизни ребенка в городских условиях отличаются от условий жизни ребенка, растущего в сельском поселении. Обычным укладом жизни жителей деревни являются сельскохозяйственные работы, в том числе выращивание культурных растений. Ребенок с раннего возраста является не только наблюдателем процесса выращивания овощных культур, но и непосредственным участником, оказывая посильную помощь своим родителям. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев городской ребенок лишен такой возможности просто потому, что городской уклад жизни современных родителей практически не дает возможности уделять время сельскохозяйственным работам на даче.
1.3 Гипотеза
Организуя мини – огород на участке и предоставив детям возможности для опытно -экспериментальной деятельности у детей сформируется не только представление об этапах роста культурных растений и получения плодов, но и условиях, необходимых для активного их роста, что будет являться их практическим опытом.
1.4 Условия реализации
Планирование педагогом проекта, вовлечение родителей в проект, сформировать познавательный интерес у детей группы к проекту; наличие на участке детского сада зоны для разбивки огорода, рассады, инвентаря; методическое обеспечение проекта.
2. Планирование
2.1 План – график
А) Составление поэтапного плана работы над проектом (воспитатели с 01.06.19 по 10.06.19).
Б) Подготовка грядок к посадочным работам (родители с 03.06.19 по 10.06.19).
В) Разработка консультаций для родителей «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье». Просвещать родителей по теме (воспитатели с 01.06.19г. по 30.08.19г.).
Г) Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта (воспитатели, родители с 01.06.19г. по 12.06.19г.).
Д) Посадка овощей и уход за ними. (воспитатели, дети с 10.06.19 г. По 30.09.19г.)
Е) Сбор урожая (воспитатели, дети с 10.08.19 по 30.09.19г)
Ж) Создание фотоальбома, создание атрибутов для театра, постановка спектакля (пальчиковый театр) (воспитатели, дети, родители с 01.08.19 г. По 30.09.19 г.)
2.2 Взаимосвязь участников проекта.
Непосредственными участниками проекта, ради которых он и организовывается, являются дети, участвующие в разных видах деятельности: познавательно – исследовательской, практической, игровой, художественно – эстетической. Для успешной его реализации необходимо участие и помощь администрации ДОУ, создающей условия для реализации проекта; методической службы ДОУ, оказывающей методическую помощь в работе над проектом; родителей, не только участвующих в совместной деятельности, но и оказывающих помощь в подготовке грядок для посадки, обеспечивающих наличие рассады, а также изготавливают атрибуты для спектакля. Педагоги осуществляют педагогическое просвещение родителей по проблеме, организуют деятельность детей и родителей.
2.3 Интеграция образовательных областей.
• Физическое развитие
• Речевое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
• Познавательно – исследовательская деятельность.
3. Этапы работы над проектом
3.1 Подготовительный этап
• Беседы с детьми – выявление знаний детей о растениях
• Сбор художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы об овощах, экологические сказки, видеоматериалы, картинки и т. д.)
• Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, лопата, рассада)
• Формирование потребности у детей организовать огород на участке группы и увидеть своими глазами как происходит рост растений и созревание плодов.
3.2 Деятельностный этап
• Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширение знаний детей о культурных растениях.
• Консультации для родителей «Витаминная корзинка», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье»
• Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о культурных растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
• Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист «Переполох в огороде», Агния Барто «Нарисуем огород», Ю. Тувим «Овощи», Т. Бокова «Праздник урожая», Дж. Родари «Чиполино», Н. Носов «Огурцы», Н. Притулина «Лесной огород», Т. А. Шорыгина «Трудовые сказки».
• Загадки об овощных культурах.
• Пословицы о труде.
• Опытно –экспериментальная деятельность: 1)Зависимость роста растений от наличия или отсутствия солнечного света; 2)Зависимость роста растений от наличия влаги; 3)Определить, какое время суток самое лучшее для полива растений; 4)Почему необходимо подвязывать помидоры; 5)Почему необходимо убирать урожай до появления заморозков.
• Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Опиши овощ», «Овощи и фрукты», «Четвертый лишний», игра – лото «В саду, на поле, в огороде», «Волшебное семечко». «Огород – огород очень много с ним хлопот». Расширение словарного запаса, определение съедобной части растений, познакомить детей с этапом роста развития овощных культур от семени до взрослого плодоносящего растения.
• Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», сюжет – продукты; «Кафе», сюжет – овощной стол. Развитие игровой деятельности, развитие речи.
• Продуктивная деятельность.
Лепка – «Овощи на тарелке»
Рисование в технике пластилинографии «Слива»; рисование в технике «рисование ватными палочками» - «Яблоко»; рисование восковыми мелками «Я на огороде», рисование гуашью «Мое любимое растение».
Конструирование «Эта вкусная морковка».
• Трудовая деятельность на участке. Высадка рассады, полив растений, рыхление почвы, прополка от сорняков, подвязывание помидоров, сбор урожая.
3.3 Заключительный этап.
• Изготовление фотоальбома «Наш веселый огород».
• Постановка спектакля «Путешествие овощей».
4. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности
• Поскольку непосредственным продуктом данного проекта является получение овощей, считаю в период сбора урожая уместным организацию и реализацию недельного творческого проекта «Чудесное лукошко».
• Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Чудесное лукошко».
Задачи:
• обогатить представление об овощах, произрастающих в регионе (томат, баклажан, перец, капуста);
• обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины и т. д.);
• воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд.
5. Литература.
• А. И. Иванова. Организация детской исследовательской деятельности: Методическое пособие. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - М. : ТЦ Сфера, 2017.
• Тимофеева Л. Л. «ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
• Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс2008 г.