Татьяна Крылова
Мини-музей «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей «Золотая Хохлома»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» №6 «Солнышко».
Мини – Музей
«Золотая Хохлома»
(старший дошкольный возраст)
Выполнила:
Воспитатель: Крылова Т. Л.
1 квалификационной категории
Г. Семенов
2016 г
Красота родного края,
открывающаяся благодаря народному творчеству,
- это источник любви к Родине…
Публикация «Мини-музей „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Темочки
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский
Актуальность.
Дети начиная с дошкольного возраста, страдают недостатком знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций; равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю - поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения этих проблем.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее гражданином, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество.
Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.
Приобщать ребенка-дошкольника к сокровищам художественной культуры невозможно без помощи родителей. Важно научить их использовать средства искусства в воспитании своих детей, так как не все понимают эффективность воздействия прекрасного на положительное эмоциональное восприятие ребёнка.
Цель:
- Формирование у дошкольников представлений о мини-музее в ДОУ с привлечением родителей в совместную деятельность, на материале декоративно – прикладного искусства хохломской росписи.
Задачи:
• Формирование у дошкольников интереса к музеям, выставкам, к подлинникам изделий хохломской росписи.
• Приобщать дошкольников к культурно-историческим ценностям.
• Развивать у детей умения восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край, город умельцев – мастеров.
• Вовлечение в совместную деятельность детей и родителей в жизнь группы, укрепление связи ДОУ и семьи.
• Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
• Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
Сегодня очень важно, чтобы дети не только сами создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов. Именно «Золотой Хохломе» – яркому, самобытному явлению русского декоративно-прикладного искусства, в нашей группе была организованна и посвящена выставка. (Слайд №6) Золотые узоры, вобравшие в себя всю красоту земли русской, восхищают каждого человека, кому довелось познакомиться с этим видом народного промысла и мы с большим удовольствием приобщаем своих воспитанников, прививая любовь к Родине, чувство патриотизма, любовь к русскому декоративно-прикладному творчеству.
Известно, что любая воспитательная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей.
Прежде чем начать знакомство с мини-музеями совместно с родителями мы провели предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представление детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. (Слайд№7). Большая роль отводится наглядным формам работы – это родительские уголки, ширмы–раскладушки, папки – передвижки, где
родителям сообщается информация об искусстве и особенностях его восприятия
детьми. Темы ширм– раскладушек: «В музей с ребенком», «Детям об искусстве», «Домашний музей».
(Слайд №8). Для наглядного ознакомления на выставке для детей были представлены изделия с различными видами хохломской росписи - бочата, мисочки, ковши, ложки, вазы, тарелки и выставка лучших работ детей кружка «Завиток» (Слайд №9, иллюстрации с изображением хохломских предметов. Воспитанники с нескрываемым удовольствием продолжили знакомство с хохломской росписью, ее историей, назначением, с расписанными предметами, учились видеть и выделять характерные элементы росписи - ягоды, цветы, завиток, трава; с цветовой гаммой.
В процессе работы родители так же постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали и приносили из дома хохломские изделия, а некоторые участвовали в изготовлении экспонатов разной техникой своими руками (пластилин, посыпка, квиллинг и т. д., (Слайд № 10, 11, 12) оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнёрами.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А так как у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.
Мини-музеи, расположенные в группе дают возможность воспитателям в любое время обратиться к материалам музея, а детям по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, проводить самостоятельные исследования.
К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети и их родители приняли непосредственное участие в его создании. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. (Слайд № 13, 14)
Музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама.
В результате проведенной работы у детей повысился интерес декоративно-прикладного искусству, способность к эстетическому восприятию.
Возросла заинтересованность педагогов и родителей в оснащение музея.
Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что способствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать изделия всей семьей. (Слайд № 15) Дети - начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада. А мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды.
Хочется отметить, что работа по созданию мини музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение.
Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Надеемся, что в дальнейшем музей будет развиваться, пополняться экспонатами, будет усложняться дидактический и теоретический материал в соответствии с возрастом детей.