АННА Зеленова
Создание мини-музея в ДОУ «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Зеленова Анна Владимировна
СП «Детский сад № 60» ГБОУ СОШ№3 г. Сызрань
"Создание мини – музея «Юный исследователь»" и проведения экспериментов и опытов с полезными ископаемыми Самарской области
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у участников мастер-класса организации мини-музея для экспериментально-исследовательской деятельности с глиной и песком, углем и мелом полезных ископаемых в Самарской области.
Задачи:
Публикация «Создание мини-музея в ДОУ „Юный исследователь“» размещена в разделах
сформировать у участников мастер-класса мотивацию создания мини-музея, мини-лаборатории для использования опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников;
побуждать педагогов использовать данную технологию в практической деятельности;
умения выдвигать гипотезы, рассуждать, делать выводы.
Материал и оборудование. Сухой песок, глина, уголь, мел, прозрачные стаканчики, лупа, вода, трубочка, воронка, ватный диск.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?» Именно и поэтому возникла идея создания мини-музея «Юный исследователь»
Сегодня на мастер-классе мы хотим поделиться с вами опытом организации и создания мини-музея и мини-лаборатории, в котором проводим исследовательскую, экспериментальную деятельность с воспитанниками.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому мы назвали Мини - музей. В создании мини –музея приняли участие родители и дети. Все они участвуют в обсуждении, создании мини- лаборатории, сборе информации. Как обогатить мини – музей? Чтобы обогатить и разнообразить предметно-развивающую среду, в мини – музей родители приносят из дома необходимые экспонаты. Это колбочки, лупа, баночки, воронки, микроскоп, сито, трубочки, глобус, ватный диск.
Для наглядности создана коллекция «Полезные ископаемые Самарской области», в которой собраны: щебенка,мел,уголь,глина,известняк, кварц, камень, песчаник.
Дети имеют возможность посмотреть,подержать в руках,сравнить свойства,внешнего вида.
Папка-передвижка со сменой информации помогает наглядной информацией при знакомстве с полезными ископаемыми
Для закрепления полезных ископаемых разработано авторское пособие «Игра - бродилка», где дети закрепляют знания с полезными ископаемыми Самарской области.
Для проведения опытов, используем полезные ископаемые такие, как песок, глина, мел, уголь, которые используют для опытов и экспериментов.
Дети и родители с радостью просматривают фото-выставку «Наше открытие»
Для этого мы подобрали серию опытов с этими материалами.
Предлагаем вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Для этого мы подобрали серию опытов с этими материалами. Предлагаем вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Опыт№1 «Опыт с песком»
Цель: изменение свойств песка в зависимости от его влажности.
Оборудование: мокрый песок, сухой песок.
Ход: мокрый песок не сыплется струйкой на ладони, зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Объяснить, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые песчинки слипаются и держат друг друга. Предложить детям слепить несложные фигурки из мокрого песка. Сравнить цвет сухого и мокрого песка.
Вывод: мокрый песок темнее сухого, не обладает свойством сыпучести, из мокрого песка можно лепить фигурки.
Опыт№2 «Опыт с глиной»
Цель: показать детям отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т. к. ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт№3 «Опыты с каменным углем»
На столах стоят тарелки, найдите в них каменный уголь. Давайте возьмем его в руки и исследуем. Какого цвета уголь? (Уголь черного цвета).
- Уголь твердый или мягкий? Для этого надо надавить на него пальчиками или сжать в руке. (Уголь достаточно твердый).
- А теперь погладьте уголь пальчиками. Уголь гладкий или шершавый? (Уголь шершавый)
- Посмотрите внимательно на свой кусочек угля. Он блестящий или матовый? (Есть кусочки матовые, а есть блестящие).
- Поднесите кусочек угля к носу и понюхайте. Есть ли у угля запах? (Уголь имеет запах).
- Проведите углем по плотному картону, оставляет ли уголь черный след? (Нет, уголь только царапает картон).
- Как вы думаете - уголь прочный или нет? Сейчас мы проверим, такой ли прочный каменный уголь. (Ударяю по кусочку угля молотком, и он рассыпается)
Дети делают вывод, что уголь хоть и тверды, но хрупкий, т. к рассыпается при ударе на более мелкие кусочки.
- Посмотрите, дети на свои руки – от работы с углем у нас испачкались руки, значит он, пачкается.
Мы с вами исследовали уголь с помощью органов чувств. Но ученые в лабораториях используют для исследования еще и химические вещества. Посмотрите, а у нас на столе есть какое-нибудь химическое вещество. (У нас на столе есть вода).
- С помощью воды мы можем исследовать еще одно свойство угля – растворяется ли каменный уголь в воде?
Опустите кусочек угля в стаканчик с водой и понаблюдайте: что вы видите? (На поверхности угля появились пузырьки воздуха. В каждом предмете есть воздух).
- При опускании в воду воздух в предметах вытесняется водой, поэтому появляются пузырьки. Уголь утонул или плавает? (Уголь утонул, потому что тяжелее воды).
- Возьмите палочку и помешайте палочкой воду. Растворяется ли уголь? (Нет, уголь не растворяется в воде).
Опыт 4 «Крошим мел.»
Дети кладут в ёмкость кусочек сухого мела и пытаются его раскрошить с помощью твёрдого предмета (камня, скалки и т. д.). Затем кладут в ёмкость кусочек мела смоченного в воде.
Вывод: мокрый мел крошится легче, чем сухой.
Представленный опыт нашей работы по созданию мини-музею и лаборатории, экспериментирование и опыты с природными ископаемыми надеемся пригодиться в вашей работе.
Список литературы:
Волочкова В. Н., Степанова Н. В., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»