Папки-передвижки

«Мини-музей «Томская писаница: наскальные рисунки». Конспект занятия в подготовительной группе

Екатерина Боровская
«Мини-музей «Томская писаница: наскальные рисунки». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Знакомство с особенностью музея-заповедника «Томская писаница» - наскальными рисунками.

Задачи: 

1. Расширять представления детей об экспозициях музея-заповедника, познакомить с комплексом «Писанные скалы».

2. Способствовать духовно-ценностной ориентации дошкольников в их жизни, развивать качества гражданской активности личности – отзывчивость, интерес к окружающему миру, кругозор.

3. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию прошлых поколений

Материалы и оборудование: иллюстрации видов музея-заповедника «Томская писаница»; иллюстрации видов памятников: исторических, архитектурных и природных.

Ход занятия:

Ребята, а кто из вас бывал в музее?

А что такое «музей»?

Музей – это место (помещение, где люди занимаются сбором, изучением, хранением предметов — памятников. Сегодня мы с вами познакомились с музеем-заповедником «Томская писаница». А что же такое музей-заповедник, как думаете? (дети высказывают предположения). Заповедник – это участок территории (на суше или в воде, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.

А музей-заповедник – это разновидность музея под открытым небом, в его состав входят архитектурные (рис. 1, исторические (скелеты динозавров, древние камни, древний быт, наскальные рисунки (рис. 2) и природные (скалы, пещеры, деревья-долгожители (рис. 3) памятники и другие экспонаты (предметы, выставляемые на показ или просмотр другим людям, которые важны для сохранения наследия страны или региона. В нашей стране – России – почти 100 музеев-заповедников. И один из них находится в нашем сибирском регионе, в Кузбассе! Называется он… (ответы детей). Правильно, «Томская писаница». Томская писаница находится под особой защитой нашего государства. Все жители Кузбасса знают, что наша «Томская писаница» – очень важный и ценный заповедник. Как вы думаете, ребята, почему «Томская писаница» - так важна для кузбассовцев? (предположения ребят). Да, ребята, «Томская писаница» – это красивое, живописное место

Название свое музей-заповедник получил по тому месту, где расположен – возле реки Томь.

В «Томской писанице» можно не только отдохнуть и насладиться видами окружающей природы, но оказаться в прошлом без машины времени! Увидеть и потрогать то, к чему прикасались люди, жившие много тысяч лет назад!

- Ребята, много вы знаете вещей или предметов, которым много лет, например 100 лет? (ответы детей). Так вот представьте себе, что есть такое место в «Томской писанице», где есть экспонаты, которым 100 раз по 100 лет! много тысяч лет! больше 5 тысяч лет! Хотели бы узнать, что это за экспонаты?

А что если нам представить, как будто мы волшебным способом, на ковре-самолете, прилетели в «Томскую писаницу»?

Физминутка. Дети встают на «ковёр-самолёт» и, покачиваясь, произносят волшебные слова с воспитателем:

Ветерок ковёр подхватит,

Понесёт нас над землёй.

Смелости ребятам хватит,

Путешествуй – ты герой.

(Звучит музыка)

-Ну, вот, кажется, мы и прибыли. Наш волшебный ковер-самолет превратился в музей-заповедник «Томскую писаницу».

(Дети становятся перед доской, где прикреплены иллюстрации с видами «Томской писаницы» и наскальными рисунками).

- Мы с вами подошли к одной из главных достопримечательностей музея-заповедника, к Писанным скалам. Интересное название? Как думаете, почему эти скалы назвали писаными? (предположения детей).

На высоком правом берегу реки Томь сама природа создала уникальное место – гладкие вертикальные выходы камня, а перед ними – небольшая площадка, своего рода сцена. С воды скала смотрится очень живописно. Она – как экран, с трех сторон окруженный зеленым «занавесом» – богатым растительным покровом. Древние люди не могли не воспользоваться таким «подарком» природы.

25 тысяч лет назад, а может быть и раньше, у томских скал появились первые обитатели Сибири – люди древнекаменного века. Их потомки – люди конца каменного века – оставили на скалах замечательные произведения творчества, застывшие на тысячелетия в рисунках сказаний о своей жизни. Они выбили на каменных плоскостях рисунки и превратили это место в святилище, куда приходили по суше или сплавлялись по реке, чтобы помолиться своим богам, попросить у них удачной охоты.

Ребята, теперь вы догадались, почему скалы назвали писаными? (ответы детей).

Не случайно основным персонажем наскального искусства Томи является красавец-лось. Всего на скалах музея-заповедника около 300 рисунков или петроглифов, так наскальные рисунки называют ученые. Это лоси, медведи, хищники, птицы, птицелюди и лодки. Люди конца каменного века занимались охотой, рыболовством. Это нашло отражение в наскальном искусстве.

Среди рисунков преобладают изображения лосей. Лоси были не только объектом добычи, но и превращались в объект поклонения, сосредоточения жизненных сил и мощи. Это схематичные рисунки людей часто в звериных масках, которые охотятся на зверей. Многие рисунки по праву можно назвать шедеврами искусства.

Необыкновенно искусно выбиты изображения птиц. Своеобразным символом писаницы стало изображение совы. Среди изображений выбиты знаки солнца.

Особый интерес представляют рисунки лодок. Лодка была связана с повседневной жизнью человека. Посмотрите, какие красивые изображения. Давайте найдем изображение лося, совы, лодки…

Эти древние рисунки – писаницы сохранились до нашего времени. Современные люди их нашли и вокруг этих скал создали замечательный музей-заповедник, с разными экспозициями, в одной из которых мы с вами сегодня побывали.

Нам нужно возвращаться в детский сад.

Физминутка.

Дети встают на ковёр самолёт, покачиваясь, говорят слова:

Ты, ковёр, лети, лети,

В детский сад нас возврати.

Побывали мы в гостях,

Будем помнить о друзьях.

рис. 1 Пример архитектурного памятника.

Часовня в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия музея заповедника «Томская писаница».

рис. 2 Пример исторического памятника.

Наскальные рисунки музея наскального искусства Азии «Томской писаницы».

рис. 3 Пример природного памятника.

Азасская пещера Шорского национального парка.

Публикации по теме:

Финансовая игра «Мини-музей» в подготовительной группеФинансовая игра «Мини-музей» в подготовительной группе Финансовая игра "Мини музей" в подготовительной группе. Воспитатель: Симонова Л. А., высшая кв. категорияФинансовая грамотность – это особое.

Конспект игрового интегрированного занятия по художественно-творческой деятельности «Наскальные рисунки»Конспект игрового интегрированного занятия по художественно-творческой деятельности «Наскальные рисунки» Конспект игрового интегрированного занятия по художественно-творческой деятельности «Наскальные рисунки». Каждый ребенок – художник. Трудность.

Конспект СОД по ознакомлению с окружающим «Мини-музей карандаша» в старшей группеКонспект СОД по ознакомлению с окружающим «Мини-музей карандаша» в старшей группе Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру. Задачи: Ознакомление.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Мини-музей «Томская писаница: наскальные рисунки». Конспект занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 10:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мини-музей «Томская писаница: наскальные рисунки». Конспект занятия в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Боровская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД