Светлана Рубцова
Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».
Д. Лессинг.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Познавательная активность является важным условием всестороннего развития личности.
Публикация «Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.
Одним из методов работы по познавательному развитию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея.
Мини-музеи в условиях ДОУ позволяют реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средство индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
Содержание и назначение мини - музея в дошкольном учреждении
обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Организация экскурсий, где экскурсоводом является ребёнок - есть «изюминка» в работе мини – музея группы. Так как его посещают воспитанники группы, дошкольники ДОУ, а также и их родители. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник.
Как оформить мини-музей?
Эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Формы детской деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Всю работу можно разделить на три этапа:
1 – этап. Подготовительный. Деятельность педагога:
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор и изучение методической литературы.
6) подбор экспонатов.
При создании мини-музея очень важно взаимодействие с семьей: проведение консультаций, бесед о создании и значении музея в группе, привлечение к сбору экспонатов.
Музейные экспонаты собираются по разным принципам, например,
такие как:
• Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности.
• Принцип деятельности: возможность реализовать разные виды изодеятельности.
• Принцип культуросообразности: приобщение к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
• Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании.
• Принцип разнообразия,
• Принцип экологичности
• Принцип безопасности. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
• Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
• Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Схема описания экспонатов:
Рисунок (фотография) экспоната.
Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)
Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда : водная (растет в воде, наземно-воздушная (летает, наземная, почвенная.)
Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)
Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)
Как использовать в работе с детьми:
(При изучении каких блоков программы «Наш дом — природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).)
Дополнительная литература:
(Перечисляется литература, в которой могут почерпнуть дополнительные сведения педагоги; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)
2 – этап. Практический. Данный этап предполагает :
1. Выбор темы мини-музея
Экспозиции в течение года могут изменяться.
2. Определение места размещения мини-музея
3. Планирование экспозиций
Мини-музей в ДОУ может располагать постоянными и сменными экспозициями.
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
5. Подбор экспонатов
В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.
6. Оформление буклета мини-музея
7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев
В процессе организации мини–музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея : занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций, экскурсии по музеям города.
3- этап. Подведение итогов. Презентация мини – музея. С этой целью возникает потребность обучения дошкольников правилам проведения экскурсий.
Этапы подготовки экскурсии:
1. Определение цели и задачи экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы.
4. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
7. Подготовка текста экскурсии.
9. Составление методической разработки.
10. Проведение пробной экскурсии.
4 этап - «Функционирование мини-музея».
Сначала организовано посещение мини-музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий детям.
Предполагаемый результат. Создание мини-музея позволит :
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,
- расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие,
- позволит пополнять мини-музей новыми экспозициями;
- помощь в усвоении детей элементов культуры,
- расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов,
- обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.
Использование в работе такой технологии, как мини – музей наиболее актуальна и интересна для педагогов нашего ДОУ и стала с переходом на комплексно – тематическое планирование. Так как практически каждая тема недели может отражаться в работе мини – музея определённой коллекцией.
Методика организации мини-музея в ДОУ «Путешествие электрической лампочки»
Процесс организации мини – музея, попробуем рассмотреть на примере проекта по организации мини - музея «Путешествие электрической лампочки» в старшей группе.
Мини-музей - «Путешествие электрической лампочки»
Цель: Создание мини – музея как отражение интересов и проявление инициативы детей. Обогащение развивающей среды группы, в ДОУ. Использование новых форм работы с детьми и их родителями.
Задачи:
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
• Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
• Формирование у дошкольников представления о музее.
• Расширение кругозора дошкольников.
• Учить детей первым попыткам исследовательской деятельности.
• Расширение познавательных способностей и познавательной деятельности.
• Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
• Развитие творческого и логического мышления, воображения.
• Обогащать речь, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве.
• Познакомить детей с историей появления электрической лампочки.
• Прививать детям навыки правильного безопасного обращения с электроприборами.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Предполагается, что воспитанники узнают и поймут такие понятия, как: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
2. Развитие у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.
3. Сформируются умения воспитанников осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.
4. Повышение речевой активности детей старшего дошкольного возраста, активизация словаря.
План работы:
1 этап
• Вхождение в проблему: дети пришли в детский сад, а света нет. В раздевалке горит свеча, завтрак не готов. В чем причина?
• Определить тему проекта: знакомство детей с электричеством.
• Постановка цели и задач.
2 этап
Познакомить с историей электрической лампочки от костра до современных ламп
3 этап Работа над проектом:
• Сбор материала
• Создание музея
• Изготовление книги сказок
• Изготовление книги рисунков
• Создание макета электростанции
Методы и приемы: чтение художественной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, обращение к интернету, экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций электроприборов, беседы, встреча с электриком, рассматривание игрушек, работающих на батарейках, проведение опытов.
4этап
• Итоговое занятие; экскурсия по музею электрической лампочки.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Одним из инновационных технологий познавательного развития ребенка являются создание в ДОУ мини-музея.