Получи документы

Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Светлана Рубцова
Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д. Лессинг.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Познавательная активность является важным условием всестороннего развития личности.

Публикация «Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.

Одним из методов работы по познавательному развитию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея.

Мини-музеи в условиях ДОУ позволяют реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средство индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Содержание и назначение мини - музея в дошкольном учреждении

обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Организация экскурсий, где экскурсоводом является ребёнок - есть «изюминка» в работе мини – музея группы. Так как его посещают воспитанники группы, дошкольники ДОУ, а также и их родители. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник.

Как оформить мини-музей?

Эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Формы детской деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Всю работу можно разделить на три этапа:

1 – этап. Подготовительный. Деятельность педагога:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор и изучение методической литературы.

6) подбор экспонатов.

При создании мини-музея очень важно взаимодействие с семьей: проведение консультаций, бесед о создании и значении музея в группе, привлечение к сбору экспонатов.

Музейные экспонаты собираются по разным принципам, например,

такие как:

Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности.

Принцип деятельности: возможность реализовать разные виды изодеятельности.

Принцип культуросообразности: приобщение к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании.

• Принцип разнообразия,

• Принцип экологичности

• Принцип безопасности. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

• Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Схема описания экспонатов:

Рисунок (фотография) экспоната.

Название:

(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)

Где собран:

(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда : водная (растет в воде, наземно-воздушная (летает, наземная, почвенная.)

Кем собран:

(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)

Краткая информация об экспонате:

(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)

Как использовать в работе с детьми:

(При изучении каких блоков программы «Наш дом — природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).)

Дополнительная литература:

(Перечисляется литература, в которой могут почерпнуть дополнительные сведения педагоги; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)

2 – этап. Практический. Данный этап предполагает :

1. Выбор темы мини-музея

Экспозиции в течение года могут изменяться.

2. Определение места размещения мини-музея

3. Планирование экспозиций

Мини-музей в ДОУ может располагать постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор экспонатов

В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Оформление буклета мини-музея

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

В процессе организации мини–музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея : занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций, экскурсии по музеям города.

3- этап. Подведение итогов. Презентация мини – музея. С этой целью возникает потребность обучения дошкольников правилам проведения экскурсий.

Этапы подготовки экскурсии:

1. Определение цели и задачи экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы.

4. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

7. Подготовка текста экскурсии.

9. Составление методической разработки.

10. Проведение пробной экскурсии.

4 этап - «Функционирование мини-музея».

Сначала организовано посещение мини-музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий детям.

Предполагаемый результат. Создание мини-музея позволит :

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,

- расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие,

- позволит пополнять мини-музей новыми экспозициями;

- помощь в усвоении детей элементов культуры,

- расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов,

- обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

Использование в работе такой технологии, как мини – музей наиболее актуальна и интересна для педагогов нашего ДОУ и стала с переходом на комплексно – тематическое планирование. Так как практически каждая тема недели может отражаться в работе мини – музея определённой коллекцией.

Методика организации мини-музея в ДОУ «Путешествие электрической лампочки»

Процесс организации мини – музея, попробуем рассмотреть на примере проекта по организации мини - музея «Путешествие электрической лампочки» в старшей группе.

Мини-музей - «Путешествие электрической лампочки»

Цель: Создание мини – музея как отражение интересов и проявление инициативы детей. Обогащение развивающей среды группы, в ДОУ. Использование новых форм работы с детьми и их родителями.

Задачи:

• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

• Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

• Формирование у дошкольников представления о музее.

• Расширение кругозора дошкольников.

• Учить детей первым попыткам исследовательской деятельности.

• Расширение познавательных способностей и познавательной деятельности.

• Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Развитие творческого и логического мышления, воображения.

• Обогащать речь, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве.

Познакомить детей с историей появления электрической лампочки.

• Прививать детям навыки правильного безопасного обращения с электроприборами.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Предполагается, что воспитанники узнают и поймут такие понятия, как: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.

2. Развитие у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.

3. Сформируются умения воспитанников осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.

4. Повышение речевой активности детей старшего дошкольного возраста, активизация словаря.

План работы:

1 этап

Вхождение в проблему: дети пришли в детский сад, а света нет. В раздевалке горит свеча, завтрак не готов. В чем причина?

Определить тему проекта: знакомство детей с электричеством.

• Постановка цели и задач.

2 этап

Познакомить с историей электрической лампочки от костра до современных ламп

3 этап Работа над проектом:

• Сбор материала

• Создание музея

• Изготовление книги сказок

• Изготовление книги рисунков

• Создание макета электростанции

Методы и приемы: чтение художественной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, обращение к интернету, экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций электроприборов, беседы, встреча с электриком, рассматривание игрушек, работающих на батарейках, проведение опытов.

4этап

• Итоговое занятие; экскурсия по музею электрической лампочки.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Одним из инновационных технологий познавательного развития ребенка являются создание в ДОУ мини-музея.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Выступление–презентация из опыта работы на тему «Экспериментирование с предметами» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Экспериментальная деятельность в детском саду Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2014 в 17:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей в ДОУ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рубцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД