Ольга Третьякова
Консультация для педагогов «Оформление мини-музея в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей в детском саду.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет. Думаете, такая проблема существует в отдаленных регионах? К сожалению, она существует даже в Москве с ее огромным количеством музеев. Из многих окраинных районов столицы не так-то просто добраться с маленьким ребенком до центра, где расположена основная часть музеев. Именно поэтому в отдаленных дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Публикация «Консультация для педагогов „Оформление мини-музея в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Темочки
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини», напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Как создать и использовать мини-музеи в ДОУ.
Как выбрать тему.
Организации в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного подхода. Этот метод активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Системный подход или использование системного оператора, не смотря на сложную терминологию, вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.
Рассматриваемый нами объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек (3х3). Этот объект мы называем «Система 1»
• Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте (дерево в лесу, конструктор на полке и т. д.) Это место, в котором находится объект или частью которого он является, называется «надсистема 2».
• Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т. д., в хлебе – корочка, мякиш; в машине – мотор, кабина, кузов, руль, колеса и т. д.) Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называют «Подсистема 3».
Таким образом, мы рассмотрели центральный столбец (1, 2, 3) нашей таблицы, что уже позволило получить некоторые сведения об интересующем нас объекте. Далее проанализируем центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.
• Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до этого, как стала чашкой? Чем была елочка до того, как стала елочкой? («Прошлое системы».)
• Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? («Будущее системы».)
Мы рассмотрели предмет по ряду позиций и уже получили о нем разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.
• Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в прошлом).
• Любая система в прошлом так же имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.
• Точно так же рассматривается система в будущем – ее надсистема и подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?
6 2 8
4 1 5
7 3 9
Таким образом, при создании мини-музея очень удобно применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини-музей и есть видоизмененная, объемная таблица системного оператора.
Цели и задачи мини-музея.
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
Где расположить мини-музей.
Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Отрадно, что новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. У любого места расположения мини-музея есть свои плюсы и минусы. Идеальных условий нет ни в одном варианте.
Групповое помещение.
Этот вариант представляет собой возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их собственности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того, родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.
Раздевалка.
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет так же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.
Помещения для дополнительных занятий, студии.
С одной стороны, помещения для дополнительных занятий идеально походят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии, на первый взгляд, вполне уместен мини-музей образцов какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели, городца. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода. И для того, чтоб музей не сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание детей, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности.
Холлы.
В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).
Как оформить мини-музей.
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Горизонтальные и вертикальные поверхности.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу дает представление об их многообразии. В мини-музее вполне может быть представлена какая-нибудь коллекция, но все же его основная задача – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделам их визуально. А это осложняет задачу удержания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
• размещение материала на настенных полочках;
• использование ширм;
• использование стендов;
• использование мобиле;
• размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. При использовании стандартных полочек смены экспозиции мини-музея проходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут отличаться по форме, цвету, расположению. А этот факт играет немаловажную роль. Ведь эффект новизны имеет большое значении и удержании внимания ребенка.
Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним очень удобно крепить объемные предметы. Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементы.
Как использовать в работе с детьми и родителями.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
1. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
2. Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тематический ход. Воспитатель сообщает: «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться о чем (воздух, дерево, вода и т. д.) хотели вам рассказать» времени на обсуждение дается немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей, не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения и вопросы сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.
Игры для мини-музея.
При создании и использовании мини-музеев не забываем о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими и т. д. дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках или в конвертах. Некоторые задания можно расположить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. В процессе работы с детьми в мини-музеях, важно, чтобы игры и правила были хорошо знакомы детям. Педагог лишь изменяет содержание заданий в зависимости от тематики музея.
Литература:
1. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008. 256 с., илл.