Алла Висарова
Мини-музей «Тряпичные народные куклы в календарных праздниках и обрядах»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время на одно из первых по значимости мест вышла проблема нравственного воспитания детей и молодёжи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений. Большой педагогический потенциал в воспитании подрастающего поколения несёт в себе ознакомление дошкольников с культурными народными традициями. Приобщение детей к русской народной культуре с дошкольного возраста позволяет лучше узнать историю своего народа, его традиции, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Введение ребенка-дошкольника в мир народных традиций должно проходить на доступном для его понимания материале. Одним из которых, является традиция изготовления народных тряпичных кукол. Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире. А кукла, изготовленная своими руками - это великолепный образец занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами.
Публикация «Мини-музей „Тряпичные народные куклы в календарных праздниках и обрядах“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Учитывая актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников и педагогический потенциал тряпичных народных кукол, нами была организована работа по созданию в группе мини-музея «Тряпичные народные куклы в календарных праздниках и обрядах». Мини-музей – это то пространство в группе, которое создается совместно со всеми участниками образовательного пространства: воспитанниками, педагогами и родителями. Это центр совместной исследовательской деятельности.
Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры наших предков посредством ознакомления с традиционной тряпичной куклой.
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, с обычаями и традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы.
2. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в повседневную жизнь.
3. Создавать условия для сотрудничества с семьями воспитанников.
4. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре.
С целью создания условий для формирования нравственных ценностей детей дошкольного возраста в нашей группе был создан мини – музей «Тряпичная народная кукла», который стал духовно - нравственным центром группы, местом для творческого поиска взрослых и детей.
Работа по организации мини музея состояла из нескольких этапов:
1. Подготовительный.
Определение мини-музея, его перспективы, варианты участия детей и родителей. Обсуждение темы и названия музея. Выбор места для размещения мини -музея. Подбор экспонатов мини-музея.
2. Практический этап. Содержание экскурсий. Оформление, изготовление панно, сбор экспонатов, их группировка.
3. Заключительный этап. Выставка экспонатов мини-музея.
Описание музея:
Мини-музей тряпичных кукол располагается в нашей группе. Он представлен съемным панно «Друг за другом каждый год куклы водят хоровод» и стеллажом, на котором расположены экспонаты.
Панно «Друг за другом каждый год куклы водят хоровод» - это годовой календарь. За основу календаря был взят круг – символ года. Круг разделен на 4 сектора – времена года.
Календарь цикличен, один сезон года сменяется другим. Он напоминает человеческую жизнь:
весна – это молодость (зелёного цвета);
лето – расцвет (желтого цвета);
осень – время сбора плодов (оранжевого цвета);
зима – время мудрости и покоя (синего цвета). Цветовая гамма позволяет ребенку ориентироваться по временам года.
Каждый сезон представлен тремя месяцами и куклами (всего 12, символизирующими месяц. Это 12 кукол – игровые, обрядовые, обережные, изготовленные к определенной календарной дате или важному событию в жизни людей. Куклы отличаются не только своим назначением, но и материалами, из которых изготовлены.
Так же в музее имеются следующие экспонаты:
Коллекция тканей «Разные лоскутки» - дошкольники узнают о видах, свойствах и качествах ткани
Тематические альбомы:
Альбом «Времена года в произведениях русских художников».
Альбом «Коллекция детской литературы» на познавательные темы.
Дидактические игры: «Подбери ткань к сезону», «Выложи узор из ниток».
Технологические карты по изготовлению народных тряпичных кукол – помогают поэтапно изготовить тряпичную куклу своими руками.
В ходе знакомства детей с музейной экспозицией мы используем различные формы работы: занятия-путешествия, создание альбомов, мастер – классы, познавательные беседы, познавательные беседы, посиделки, экскурсии, совместное творчество детей и родителей,выставки, досуги.
По результатам работы можно отметить следующее: изготовление народных кукол позволяет знакомить детей с ее миром, с русскими народными обрядами, народными календарными праздниками и обычаями и тем самым приобщать детей к традиционной культуре России.
Мини-музеи в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Дошкольники других групп тоже имеют возможность познакомится с нашим мини музеем «Тряпичные народные куклы в календарных праздниках и обрядах».
Таким образом, экспозиция мини-музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные формы работы, использовать материал экспозиции для всех видов непосредственно образовательной деятельности.