Марина Титкова
Проект «Мини-музей «Русская народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : долгосрочный (август 2019 года – май 2022 года, творческий, познавательный, групповой. Срок реализации проекта 36 месяцев.
Участники проекта : дети группы «Яблонька», родители детей, воспитатели
Актуальность.
Приобщение детей к русской народной культуре с дошкольного возраста позволяет лучше узнать историю своего народа, его традиции, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Введение ребенка-дошкольника в мир народных традиций должно проходить на доступном для его понимания материале. Одним из которых, является традиция изготовления народных тряпичных кукол. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Это великолепный образец занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Русская народная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми
Публикация «Проект „Мини-музей „Русская народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Дети дошкольного возраста усваивают всё прочное и надолго только тогда, когда делают всё сами, своими руками. Мини – музей, созданный в нашем ДОУ, призван удовлетворять познавательные и образовательные потребности детей. На наш взгляд, создание мини - музея, даёт толчок к формированию познавательного интереса.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музея, его значимость в становлении нравственного, трудового, эстетического воспитания подрастающего поколения. Важно отметить, что в создании мини-музея принимают участие не только педагоги и дети, но и конечно же родители, не остались равнодушны бабушки и дедушки.
Наш мини – музей – это живой, развивающийся организм, ставший неотъемлемой частью, развивающийся предметно – пространственной среды детского сада. Он помогает ребёнку приобретать навыки взаимодействия с окружающим миром, адаптироваться в социуме. Ребёнок посещает музей, в создании которого он и его семья принимали непосредственное участие с гордостью, с ощущением уверенности в себе.
Цель мини - музея «Русская народная кукла» :
Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры наших предков посредством ознакомления с русской народной куклой.
Задачи:
- формировать познавательные действия.
- развивать воображение, творческую активность и коммуникативные навыки; инициативу и детскую самостоятельность.
- знакомить детей с русскими народными календарными праздниками, с обычаями и традициями, в которых были задействованы русские народные куклы.
- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием
- привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада.
- расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.
-воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
- обогащение предметно-развивающей среды детского сада.
- создание условий для психологической разгрузки детей.
Документы:
- Закон РФ «Об образовании»
- ФГОС ДО
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция дошкольного воспитания
Принципы:
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
Принцип природосообразности – мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, народное и культурное разнообразие.
Принцип регионального компонента – мини-музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с русскими народными традициями.
Новизна: вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.
Предполагаемый результат:
Знание детьми русских народных календарных праздников, с
обычаями и традициями, в которых были задействованы русские народные куклы.
Умение детей пользоваться разнообразными художественными
материалами в самостоятельной творческой деятельности изготовления кукол;
Повышение интереса детей к познанию народных традиций и обычаев;
Основы патриотизма и духовности.
Повышение уровня эстетического воспитания, художественного
образования, творческого развития дошкольников.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап: составление перспективного плана работы по реализации проекта, разработка критериев оценивания знаний, умений и навыков детей.
2. Основной этап: планирование работы, формирование тем для занятий, проведение занятий
3. Заключительный этап: выставки работ детей, фотоотчет, родительское собрание «Итоги года».
Виды работы с детьми в мини-музее «Русская народная кукла» :
- знакомство с экспонатами, рассматривание экспонатов
-самостоятельное изготовление кукол (тряпичные, ниточные, деревянные и др.)
- рисование, раскрашивание, лепка кукол,
-занятие – путешествие,
-занятие – сказка,
-создание альбомов,
- мастер – классы,
-познавательные беседы,
-совместное творчество детей и родителей,
-выставки, праздники, досуги
Сентябрь. Праздник урожая. Осенины. Кукла Крупеничка (Зерновушка).
Ее дарили на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян.
Октябрь. 14 октября – Покров, когда садились за рукоделие, и дарили женщинам в качестве пожелания везде успеть, все успеть. Кукла Десятиручка – кукла рукодельниц.
Ноябрь. Филиппов день (27 ноября) Кукла Филипповка – шестирукий оберег. Это женская помощница в делах рукоделия и устройства быта.
На Филиппов день в народе прекращались святочные праздники, люди возвращались за домашнюю работу. Хозяева кололи дрова, мастерили, чинили и приводили в порядок домашние дела. Хозяйки убирали дом, стирали, шили.
Декабрь – праздник зимнего солнцестояния, отмечаемый 21 декабря. Кукла Спиридон – Солнцеворот
Солнцеворот – древний символ зимнего солнцестояния, смены года, переход от зимы к лету, возрождение Солнца.
Январь – праздник Рождество. Рождественский ангел.
Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа. Именно Ангелы первыми известили своим явлением пастухов о рождении Иисуса.
Январские посиделки. Кукла-колокольчик.
Февраль. Кукла-масленица.
Масленица – день весеннего равноденствия. Это празднество, посвященное изгнанию зимы и встрече весеннего солнца.
Март. Кукла Веснянка.
Этот день совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия – днем, когда наступает Весна, Кукла Веснянка звала, кликала весну. Чаще всего закликали весну 1 (14) марта, на день Авдотьи Весновки. Считали Авдотью хранительницей ключей, которые отмыкают весенние воды.
Апрель. Пасха. Кукла Пасха.
Май. 1 мая Живин день (Живина ночь) - день жизни, весны, плодородия. Кукла «Долюшка»
Июнь. Троица. Кукла Кубышка-травница.
Праздник Троицы связывался, прежде всего, с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время
Июль. Иван Купала (Иван-колдовник, Иван травник). Кукла Купавка.
День летнего солнцестояния, солнцеворота. Народ благодарил Солнце за жизнь, за светлый день и за самую короткую ночь в году, ведь со следующего утра вечер наступал все раньше и раньше. После этого дня начинались работы в поле по сбору урожая.
28 августа Спожники. Это Кукла Жница.
Праздник окончания сбора урожая. Заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон.