Наталья Соседина
Мини-музей патриотического воспитания «Красна изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитать человека - значит определять судьбу нации.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В современном мире, когда западным ценностям уделяется большое внимание, очень важно рассказывать малышам об их корнях, народных традициях. Согласитесь, любой городской житель с радостью хоть на денек променял бы суету большого города на денек в деревеньке.
Ведь именно в деревенской избе наиболее точно и полно отражена наша, исконно русская культура, ведь строили их, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.
Публикация «Мини-музей патриотического воспитания „Красна изба“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русская изба
- Темочки
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем.
Чтобы воссоздать неповторимую атмосферу любви, тепла и добра, свойственную только русской избе, в группе силами педагогов и родителей мы создали мини-музей «Изба красна». Экспонаты собирали повсюду: кто-то достал с антресолей самовар, кто-то съездил к бабушке в деревню за иконами.
И вот уже наша изба ожила. В ней есть печь - второе по значению святости место после Красного Божьего угла с иконами. На печи спали старики и больные.
У нас же на ней сидит кот (олицетворение домового, и всякая кухонная утварь - глиняные горшки, ухваты. Под иконами - стол с самоваром и нехитрым угощением.
Женский угол, где отдыхали после работы за прялками и веретенами. Колыбель с ребёнком, подвешенная к потолку. Это излюбленное место для игр у наших девочек, ведь именно в этом уголке можно почувствовать себя героиней любимой сказки, представить, как прабабушка качала в такой же колыбели бабушку.
Мы разучиваем с ребятами колыбельные и. В наши дни мало кто знает, что колыбельные песенки изначально, на Руси, несли обережный характер. Они оберегали сны и нежные души малюток от злых духов и невзгод.
Удивительно поэтично описывается природа в народных колыбельных. Зачастую в сюжеты баюкающих песенок закладывались идеи защиты детской души, в них зашифровывался обережный смысл. Подчас картины природы соединяют в себе панораму и фрагмент, как общее и часть его, единство большого и малого, далекого и близкого. Например:
Ветер горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай».
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Желтым яблоком примятый, баю-бай.
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.
Нередко отдыхающая природа описывается при помощи перечисления уснувших персонажей и мест их ночлега:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Белочки на ёлочках,
Медвежатки в норочках.
Птички спят на веточках,
Лисоньки на горочках.
Заиньки на травушке,
Утки на муравушке.
Или:
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.
А также:
Птенчики по гнёздышкам,
Деточки по люлечкам.
Они спят, они спят,
Всему миру спать велят…
Таким образом у ребенка формируется картина целостности мира, единства всего царства животных.
На полу в нашей избе самотканые дорожки. Доверху набитый простой крестьянской одеждой и рушниками сундук. На плетне- петух и лапти. В народных верованиях славян Петух являлся вещей птицей и наделялся способностью противостоять нечистой силе. Керосиновые лампы, куклы сшитые из тряпочек, соломы. В вазе- колосья пшеницы- символ богатого будущего урожая и сытой жизни.
В нашем уголке еще много всячины: коромысла, с которыми женщины ходили по воду к реке, доски для стирки белья, часы с кукушкой и даже корова-кормилица.
Важно понимать, что большую роль в воспитании любви к Родине у детей родители и окружающие его взрослые. От того, какой пример отношения к родным местам они искренне продемонстрируют, какими впечатлениями обогатят, зависит зарождение у ребенка интереса к истории страны, чувства сопричастности, гордости за край, в котором он живет.