Татьяна Алексеевна Соловьева
Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как инновационная технология экологического образования в ДОУ
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. [1]
Наш детский сад № 376 с 2015 года является региональной инновационной площадкой по экологическому образованию детей дошкольного возраста на тему: «Педагогическая поддержка становления экологического сознания в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов». Необходимость экологического образования определяется Законами РФ и Волгоградской области: «Законом РФ об охране окружающей среды» принятом в 2001 г. и «Законом об экологическом образовании в Волгоградской области» принятом в 2003 г.
Публикация «Мини-музей „Мир насекомых и пауков“ как инновационная технология экологического образования в ДОУ» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Оформление групп, участков, музеи
- Пауки, паучки, паукообразные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В рамках РИП создается новый опыт формирования РППС в ДОУ. Вся развивающая среда в нашем детском саду, направлена на экологическое образование детей. Одной из целей РППС ДОУ является обеспечение реализации различных образовательных программ и такой парциальной программой является программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа».
Существует множество различных методов и технологий, но мы решили воспользоваться такой инновационной технологией как музейная педагогика. Создание мини-музея - трудоёмкая работа.
«Мини музей» - это не просто выставка различных экспонатов, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании [2].
Прежде чем приступить к созданию музея, нами было изучено множество методической литературы по вопросам создания мини – музеев именно экологической направленности в условиях детского сада. И мы пришли к выводу, что мини-музей должен не просто занимать какое-то пространство в группе, а «работать», т. е необходимо постоянно расширять тематику экспонатов, периодически изменять композиционное пространство, дополнять и обновлять тематику экскурсий и НОД и т. д.
В нашей группе мы создали мини – музей «Мир насекомых и пауков» в сентябре 2016 года. Данный музей стал продуктом краткосрочного проекта и является важной и неотъемлемой частью нашей группы и нашей жизни. Музейное пространство нашего мини-музея – содержательно насыщенно, соответствует требованиям безопасности. В мини – музее имеется возможность смены экспозиции при необходимости. Музейное пространство - не статично, оно вариативно и может легко трансформироваться в зависимости от образовательных ситуаций и меняющихся интересов самих детей.
Важной особенностью нашего мини-музея является принцип интеграции всех образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Мини – музей состоит из блоков и модулей, расположенных по принципу от земли к воздуху.
На самой нижней полке (ближе к земле) расположился блок «Муравьишки – наши младшие братишки» Создание этого блока позволяет знакомить детей с жизнью муравьев, их пользой. Для этого блока были созданы экспонаты муравейников: вид сверху и вид в разрезе.
Чуть выше муравьев поселился блок «Божьи коровки». Данный блок знакомит детей с внешним видом и пользой божьих коровок. В этом блоке в свободном доступе для детей представлены разнообразные экспонаты божьих коровок: от керамических фигурок до самодельных, сделанных в разных техниках. В этом блоке создана экспозиция пня, в котором божьи коровки готовятся зимовать.
Над божьими коровками поселись представители жалящих насекомых : пчелы, осы и шмели, шершни и т. д. Этот блок способствует развитию познавательной активности детей в изучении особенностей насекомых данного вида. В этом блоке сделана экспозиция пчелиных сот.
На самом верхнем ярусе порхают изящные бабочки. Блок «Бабочки» знакомит детей с разнообразным миром самых красивых, изящных и нарядных насекомых. Создавая наш мини – музей, мы решили делать акцент на региональный компонент. Поэтому все бабочки, представленные в этом блоке, обитают в нашей Волгоградской области. И дети их могут увидеть в реальной жизни. Этот блок дополняет экспозиция, которая наглядно помогает знакомить детей с этапами рождения бабочки. На листочках «дерева» показан жизненный цикл бабочки (яйца – личинки – кокон – бабочка)
На среднем ярусе расположились жуки. Данный блок помогает детям познакомиться с разнообразным миром жуков, их внешним видом, пользой, способами зимовки. В этом блоке представлена коллекция настоящих жуков в стекле в специальном футляре, где дети могут самостоятельно разглядеть насекомых, используя лупу.
Присутствует в нашем музее блок «Стрекозы», который знакомит детей с миром стрекоз, их образом жизни. В данном блоке создана экспозиция совместно с детьми «Стрекозы на водоеме».
Блок «Ночные насекомые» помогает знакомить детей с насекомыми, которые активны в ночное время суток. Это ночные бабочки, мотыльки, светлячки и т. д.
В сторонке от насекомых поселились пауки. Блок «Кто такие пауки?» способствует формированию представления детей о том, что пауки – это не насекомые, а паукообразные. У пауков другое внешнее строение, состоящее из двух отделов. У них - 8 ног, а у насекомых – 6. У насекомых бывают крылья, а у пауков – нет. В данном блоке создана экспозиция: паук на паутине.
Наряду с блоками, в нашем музее есть несколько модулей. Модуль «Наблюдения детей за насекомыми» показывает, как дети могут наблюдать за насекомыми на участке детского сада. Это так называемый фото – отчет наблюдений детей, располагающийся на подвесном стенде. Наблюдения дают возможность приобрести дошкольникам новый опыт экологического воспитания. В музее имеется модуль «Внешнее строение насекомого», который используется для наглядного изучения строения насекомого. Модуль «Времена года» используется для того, чтобы дети знали, как ведут себя насекомые в разные времена года.
В нашем мини-музее живет хозяйка. Это кукла-маркер, сделанная руками нашей родительницы. Она помогает нам с выбором занятий или экскурсий.
Как известно, основной формой работы и ведущими видом деятельности с дошкольниками по ФГОС ДО является игра. Поэтому после рождения мини-музея у нас возникла острая необходимость в создании игры именно экологической направленности, а точнее игры о насекомых. Хотелось бы обратить внимание на одну важную особенностью нашего мини-музея и игры-ходилки : при создании музея и игры мы делали акцент на региональный компонент нашей Волгоградской области. Т. е. мы старились знакомить детей с насекомыми, которых они могут увидеть вокруг себя, на своем участке, в нашей области.
После долгих обсуждений у нас появилась на свет экологическая игра-ходилка «Путешествие насекомых», направленная на формирование и закрепление знаний детей об объектах живой и неживой природы, о разнообразном мире насекомых. Цель данной игры: формировать экологическое сознание детей. Игра способствует решению следующих задач:
-создание условий для развития логического мышления, внимания, памяти;
- создание потребности в приобретении экологических знаний;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Описание: игра состоит из игрового поля в виде улитки, по которому передвигаются фишки-насекомые. Раковина улитки состоит из делений разного цвета, на которых написаны цифры от 1 до 15. Игра имеет несколько вариантов. К игре прилагаются 3 комплекта карточек. 1-й комплект: картинки с объектами живой и неживой природы, 2-й комплект: картинки насекомых, 3-й комплект: картинки с мимикрией насекомых в природе (маскирование, подражание)
Ход игры: Игровое поле раскладывается на столе, игроки выбирают по одному насекомому, для того, чтобы им передвигаться по игровому полю от старта до финиша. Дети по очереди бросают кубик и передвигаются по раковине улитке на нужное количество ходов. Каждое деление на раковине улитки разного цвета и пронумеровано от 1 до 15. Комплекты карточек для игры соответствуют цветам на улитке, необходимо перевернуть карточку такого же цвета и выполнить задание.
1-й вариант игры: перед участниками располагаются игровое поле в виде улитки и две картинки с домиками. Один из них каменный – символизирует все неживое (в этот домик игроки должны заселить все объекты неживой природы, а другой из зелени – символизирует все живое (в этот домик нужно заселять объекты живой природы). Участники игры по очереди бросают кубик и определяют количество шагов на игровом поле и одновременно переворачивают пронумерованные карточки с изображениями объектов природы, называют их и заселяют в домики. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша. Можно усложнить игру, предавая карточку с картинкой по цепочке, называя по одному признаку данного объекта. Например: «цветок» - красивый, яркий, пахучий и т. д.
2-й вариант игры: перед участниками располагаются игровое поле и карточки с изображением насекомых. Игроки, передвигаясь по полю, переворачивают по очереди карточки, называют насекомого и определяют среду его обитания (земля, вода, воздух) Для более точного определения насекомых дети могут сравнивать их в источниках с помощью педагогов [3-4].
Если игрок затрудняется определить среду обитания, тогда он должен превратиться в это насекомое. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.
3-й вариант игры: перед участниками располагаются игровое поле и карточки с изображением насекомых, которые прячутся в природе (мимикрия). Игроки переворачивают по очереди карточки, находят на ней насекомого и называют его. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.
В любой вариант игры можно играть несколько раз, пока дети не усвоят материал в полном объёме.
В заключении отметим, что такие инновационные технологии как мини-музеи и авторские игры способствуют формированию экологического сознания у дошкольников. А так же у детей появляется возможность в игровой форме знакомиться с объектами живой и неживой природы, делать выводы и умозаключения. Такие технологии позволяют сделать общение ребенка с педагогом на равных, воспитатель не говорит за ребенка, исходя из интересов взрослого, а создает условия для общения с природой.
Литература
[1] Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. /Н. А. Рыжова. – М. : Карапуз, 2001.
[2] Рыжова Н. А., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
[3] Детская энциклопедия «Насекомые». М. : Росмэн, 2016 г.
[4] М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. М. : Просвещение, 1991 г.