Гришенкова Татьяна Дмитриевна
Музейная педагогика в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Мини – музей «Колокольчики»
Детей всегда привлекают колокольчики. С
каким интересом они играют, танцуют с
ними, слушают сказки, стихи! В чём загадка
колокольчика? Откуда в нём столько
притягательных, столько чудесных сил?
Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования метода музейной педагогики.
Задачи:
• формировать первичные представления о музеях, интереса к коллекционированию;
• расширять представления о городах, о святых местах, традициях, культуре;
• осуществление сотрудничества с семьями воспитанников, вовлечение в общественную жизнь детского сада, посредством создания музея, (пополнению музея новыми экспонатами);
• развивать у детей познавательную активность, обогащать словарь, навыки общения, сотрудничества, инициативность, ответственность.
• воспитывать у детей интереса к народным традициям своего края, своей страны.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.
• Принцип опоры на интересы ребёнка.
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
• Принцип наглядности.
• Принцип последовательности.
• Принцип сотрудничества педагогов, детей и родителей и взаимоуважения.
Экспонаты могут быть использованы для проведения бесед, игровой деятельности детей, в дидактических играх, досугах и праздниках, а также в качестве наглядного материала по образовательным областям.
Работа проводится в трёх направлениях:
Информирование – первичное получение сведений о мини музеях, составе и содержании его коллекции.
Обучение – передача и усвоение знаний, приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.
Развитие творческих начал - создание условий для самореализации.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее предоставляются экспонаты:
Колокольчики-города - содержат символику города.
Новогодний колокольчик - сейчас трудно представить Новый год без ёлки, без мечты о сказке. Как приятно раз в год достать коробку с ёлочными игрушками, ощутить их тепло и окунуться в детство. Одно из почётных мест на ёлке занимают колокольчики.
Колокольчики, сделанные своими руками - доставляют детям, родителям огромную радость, они их ценят и очень гордятся.
Колокольчик-оберег - оберегает помещение и домочадцев. Колокольчик музыкальный – помогает детям развивать музыкальный слух.
Колокольчики – зверюшки – забавные колокольчики в форме животных.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление музея: музейные экспонаты собираются в соответствии с возрастом детей.
Структура управления музеем:
Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.
Аспекты музейной деятельности.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
• музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
• мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.