Папки-передвижки

Мини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольников

Мария Мельниченко
Мини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из центральных направлений работы педагога с дошкольниками является патриотическое воспитание. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. В нашем детском саду задачи патриотического воспитания решаются не только во всех видах детской деятельности, но и через поиск и разработку инновационных подходов, таких как, например, работа по созданию мини-музеев.

Публикация «Мини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Создание мини-музеев позволяет использовать нетрадиционные способы погружения ребенка в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов на вопросы, позволяет моделировать групповое пространство в соответствии с требованиями ФГОС ДО, помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Тематика мини-музеев в рамках патриотического воспитания может быть различной. В нашем детском саду мини-музеи созданы с учетом регионального компонента и в соответствии с программой «С чего начинается Родина», разработанной коллективом детского сада. Это дает возможность знакомить детей с культурным наследием нашего региона, а также культурой других народов, проживающих в Алтайском крае, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

В нашей группе были оформлены мини-музеи «Русская старина», «Куклы-обереги», «Матрешка-красавица», «Хлеб – всему голова», «Природные зоны Алтайского края», «Родные просторы», «Народные промыслы Алтайского края».

Мини-музей «Хлеб - всему голова» создан с целью сформировать у детей представление о ценности хлеба, воспитывать уважительное отношение к труду людей, выращивающих хлеб на просторах нашего родного края. В мини-музее представлены книги, альбомы, картины русских художников, сборники стихотворений о хлебе, колосья пшеницы, муляжи хлебобулочных изделий из различных материалов, поделки из соленого теста, рисунки детей. В процессе создания мини-музея мы совместно с детьми и родителями подготовили ряд проектов «Откуда пришел хлеб», «О пользе хлеба», «От зернышка до каравая», провели фольклорный праздник «Хлеб - всему голова».

Мини-музей «Русская старина» познакомил дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа. Совместно с родителями и детьми подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки, создавали поделки своими руками. Экспонаты музея позволяют всесторонне изучить жизнь русского народа: хозяйство, убранство жилища, различные ремёсла, утварь, обряды и обычаи, праздники и развлечения. В результате совместной творческой деятельности педагогов, воспитанников и родителей в мини-музее появились вязаные дорожки, посуда из дерева, макет печи и другие удивительные поделки из разнообразных материалов. Основной задачей было не только создание музея, музейной атмосферы, но и возможность вовлечения воспитанников в особый самобытный мир русского народа.

Экспонаты мини-музея «Народные промыслы Алтайского края» интересные и разнообразные: ручная работа по дереву, сундучки, сувениры, изготовленные из бересты, поделки из коры, ажурное плетение - кружева, дорожки, сувениры из камня, одежда ручной работы разных национальностей, населяющих Алтайский край. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.

Мини-музей «Красавица-Матрешка» знакомит детей с декоративно-прикладным искусством и народными традициями на примере русской национальной игрушки - матрешки. В мини-музее были собраны загадки, потешки, песенки о матрешке, раскраски, экспонаты, сделанные руками родителей и детей из различных материалов. В процессе создания мини-музея ребята узнали историю возникновения матрешки, места изготовления и ее виды, что означает ее имя, и почему деревянная матрешка является символом русского народной культуры.

Цель создания мини-музея «Куклы-обереги» - расширять представления детей о традициях народной культуры через знакомство с куклами-оберегами. В ходе бесед ребята узнали много интересного о куклах-оберегах и их предназначении, совместно с родителями выбрали куклу, которую они смастерили дома и принесли в группу, подготовили рассказ о своей кукле, провели экскурсию по мини-музею для детей других групп.

Цель мини-музея «Родные просторы» - формировать представление о природе, исторических событиях; достопримечательностях и истории родного города и края. В мини-музее присутствуют альбомы, книги о нашем крае, поделки, выполненные своими руками, макеты, коллекция камней. Также совместно с родителями и воспитанниками мы собрали материал и оформили его в книгу «Легенды Алтайского края». Макеты в мини-музее имеют разную тематику, но все отображают окружающий мир нашего края.

Мини-музей «Природные зоны Алтайского края» знакомит воспитанников с природными особенностями нашей страны, воспитывает экологическую культуру, бережное отношение к природе родного края. В мини-музее представлены макеты природных зон нашего края, книги, альбомы о природе края, лэпбук «Мой край родной», коллекции лекарственных трав и камней. Воспитанники подготовительной группы представляли проекты «Береза – символ России», «Легенды о деревьях», «Зацвели ромашки – наступило лето», «Родной свой край люби и знай» и другие.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в нашей группе продолжается. Действующие мини-музеи продолжают обновлять свои экспозиции. Так, в настоящее время в группе оформлен мини-музей «Мой город Рубцовск». Выставленные экспонаты непосредственно связаны с нашей Малой Родиной: это сувениры нашего города, макеты достопримечательностей, лэпбук «Мой город Рубцовск», альбомы, папки с историей города, фотографиями, иллюстрациями, рассказывающими о почетных гражданах города, ветеранах Вов, достопримечательностях и интересных местах города, фотовыставка «Прогулка по городу Рубцовску», игры, детские рисунки и поделки по теме.

Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются не только в основной образовательной деятельности, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности. Мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Мини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открыткаМини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открытка Музей одного предмета: Мини- музеи и коллекции занимают почётное и важное место в предметно- пространственной развивающей среде группы.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Оформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольниковОформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Патриотическое воспитание дошкольников является важнейшим нравственным качеством. В своей группе я оформила.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 16 января 2020 в 18:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Мельниченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД