Анастасия Гранде
Мини-музей для детей с ОВЗ «Сенсорный музей цвета»
Мини-музей
«Сенсорный музей цвета»
Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.
Публикация «Мини-музей для детей с ОВЗ „Сенсорный музей цвета“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2022
Формирование сенсорного эталона цвета в сенсорном развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения развития формирование сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Таким образом, значение развития цветовосприятия ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Для формирование сенсорных эталонов цвета у детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МАДОУ «Детский сад «Ромашка» был создан «Сенсорный музей цвета».
Цель создания музея:
создание условий обеспечивающих эффективное формирование сенсорных эталонов цвета в музейной деятельности детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей детей с ОВЗ средствами музейной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей;
2. Учет и хранение собранных материалов, систематизация и методическая обработка, оформление материалов, имеющихся в музее;
3. Использование материалов музея в образовательной работе ДОУ;
4. Формирование у детей отношения к цвету, как важнейшему внешнему свойству предметов;
5. Знакомство с эталонами цвета через проведение на базе музея коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ.
В мини музее представлены дидактические игры, пособия, наглядный материал четырех основных цветов. Каждый цвет представлен на отдельной полке, для легкости отождествления и идентификации цвета детьми с ОВЗ. Благодаря этому формируется способность фиксировать внимание на одном из важном свойстве предмета – его цвете.
1. Раздел: «Синяя страна»
Первый раздел, не случайно, выбран синим цветом. Синий цвет вызывает живой интерес, что позволяет активизировать мыслительную деятельность детей с ОВЗ.
В данном разделе представлены синие экспонаты: кукла одетая в синее платье, синие рыбы, синие геометрические фигуры, два синих колокольчика (большой и маленький, дидактические игры «Домик для зайца», «Гномики в стаканчиках», «Накорми животное», «Волшебный сундучок», «Геометрические бусы», «Медвежата», «Большие и маленькие грибочки», синяя коробка форм, синяя пирамидка из шести сегментов, счетный материал (синение камушки, синие стеклышки, нетрадиционный спортивный инвентарь (синие мячики для массажа, массажные синие мячики.
Данный раздел обучает ребенка с ОВЗ концентрировать свое внимание только на определенном цвете - синем. При использовании пособий данного раздела ребенок знакомится с синим цветом, учится сравнивать его оттенки, идет закрепление понятия о эталоне цвета. В работе с детьми используется не только рассматривание музейных экспонатов, но активная работа с ними. Все экспонаты в музее можно трогать, переставлять, сравнивать между собой и играть.
2. Раздел: «Желтая страна»
Желтый цвет- цвет радости и счастья. Знакомясь с желтыми экспонатами, дети чувствуют прилив сил и бурный интерес.
В данном разделе представлены желтые экспонаты: кукла одетая в желтое платье, желтые геометрические фигуры, два желтых колокольчика (большой и маленький, дидактические игры «Домик для зайца», «Гномики в стаканчиках», «Заборчики», «Болты», «Геометрические бусы», «Медвежата», «Большие и маленькие грибочки», желтые пирамидки из четырех и шести сегментов, рамка вкладыш с геометрическими фигурами, муляжи овощей и фруктов (перец, кукуруза, яблоко, банан, лимон, счетный материал (цветы, желтый флаг, желтые стеклышки, нетрадиционный спортивный инвентарь (желтые мячики для массажа, массажные желтые мячики.
В данном разделе дети знакомятся с желтым цветом. Становления эталона цвета идет через активное взаимодействие с экспонатами. Дети играют в такие дидактические игры как: «Окошки для домика», «Геометрические бусы», сортировка по размеру и форме, знакомство с овощами желтого цвета, рассматривание оттенков желтого цвета и сравнение с другими цветами «Подходит-не подходит».
3. Раздел: «Красная страна»
Красный цвет – активизирует нервную систему, воспринимается как сигнальный призыв к действию.
В данном разделе представлены красные экспонаты: кукла одетая в красное платье, две неваляшки (большая и маленькая, красные геометрические фигуры, красная коробка форм, два красных колокольчика (большой и маленький, дидактические игры «Домик для зайца», «Гномики в стаканчиках», «Заборчики», «Геометрические бусы», «Медвежата», «Большие и маленькие грибочки», красная пирамидка из четырех сегментов, муляжи овощей и фруктов (перец, яблоко, помидор, счетный материал (цветы, красные стеклышки, нетрадиционный спортивный инвентарь (красные мячики для массажа, массажные красные мячики.
Данный раздел музея формирует у детей с ОВЗ сенсорный эталон красного цвета. В данном разделе дети подбирают одежду красного цвета для куклы, сортируют предметы по цвету, собирают пирамидку и коробку форм. При взаимодействии с разделом музея идет активное закрепление и дифференциация цвета от других цветов.
4. Раздел: «Зеленая страна»
Последний раздел музея выбран зеленым. Данный цвет успокаивает нервную систему, после ярких разделов музея.
В данном разделе представлены зеленые экспонаты: кукла одетая в зеленый комбинезон и шапку, зеленая лягушка, зеленые геометрические фигуры, зеленая коробка форм, два зеленых колокольчика (большой и маленький, дидактические игры «Домик для зайца», «Гномики в стаканчиках», «Заборчики», «Геометрические бусы», «Медвежата», «Динозавры», «Большие и маленькие грибочки», дощечки Сегена, окрашенные в зеленый цвет, муляжи овощей и фруктов (перец, яблоко, капуста, огурец, груша, счетный материал (яблоки, зеленые стеклышки, нетрадиционный спортивный инвентарь (зеленые мячики для массажа, массажные зеленые мячики.
В разделе идет активное становление сенсорного эталона. Дети знакомятся и закрепляют знания о зеленом цвете, складывают «Доски Сегена», называют овощи и фрукты зеленого цвета, работают с массажными зелеными мячиками.
При тесном взаимодействии с сенсорными эталонами, у детей с ОВЗ выстраивается система четырех основных цветов.
Все экспонаты музея активно применяются на коррекционно-развивающих занятиях. Дети учатся дифференцировать, сравнивать, называть основные цвета. Экспонаты используются не только раздельно по разделам, но и вместе. Смешение экспонатов позволяет углубить и закрепить знания детей о системе цветов. Позволяет не теряться в большом цветном разнообразии окружающего мира.
Так же на коррекционно-развивающих занятиях используются сказки и легенды о цветах, цветные физкультминутки. Что позволяет закреплять полученные знания и развивать воображение детей с ОВЗ.
Перспективы развития музея
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию представлений всех цветов спектра и их оттенков через дидактические игры;
• Дополнение системы дидактическим материалом и играми;
• Выступление с презентацией проекта на районных и областных мероприятиях.