Олеся Ананьева
Межполушарное взаимодействие у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Межполушарное взаимодействие
-это особый механизм объединения левого полушария головного мозга и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему.
За обеспечение межполушарного взаимодействия отвечают горизонтальные проводящие пути, которые еще называют комиссурами или межполушарными связями, образующие мозолистое тело (лат. corpus callosum, располагающееся между полушариями в теменно-затылочной части головного мозга.
Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Публикация «Межполушарное взаимодействие у ребенка» размещена в разделах
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
• инфантильность;
• отсутствие познавательной мотивации;
• задержка умственного развития;
• поведенческие нарушения;
• моторная неловкость;
• логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).
Кроме того, различного рода синкинезии (со дружественные движения) : пишет, рисует высунув язык, болтает ногой - признак неправильно сложенных связей в мозге.
Так же часто мы встречаемся с проблемой, когда ребенок не может запомнить буквы (нарушена связь фонема-графема, т. е. связь звука с буквой, поэтому сформированность межполушарного взаимодействия это очень важный аспект для обучения ребенка чтению и письму, особенно на начальных этапах.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия с логопедической точки зрения способствуют развитию как устной, так и письменной речи детей, общей, мелкой моторики, формированию моторных программ.
Упражнение «Кулак — ладонь»
Ребенку предлагается положить руки перед собой. Одна рука развернута ладонью вверх, пальцы прямые, другая – ладонью вниз, пальцы согнуты в кулак. Затем происходит одновременная смена положения рук.
Усложнение:
• смена рук в воздухе;
• смена рук с закрытыми глазами;
• смена рук с речевым сопровождением:
Мы веселые лягушки,
Мы лягушки хохотушки.
Упражнение «Ладошки».
Ребенок кладет руки перед собой. Одна ладонь развернута вверх, другая – вниз, затем происходит одновременная смена положения рук.
Варианты:
• под счет;
• с речевым сопровождением:
Мы играли в ладушки –
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
Упражнение «Колечко»
И. п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу, пальцы врозь. Кончики больших пальцев соединить с указательными, образуя колечки. Остальные три пальца остаются выпрямленными. И далее поочередно с каждым пальцем. Колечки обеих рук приближать на расстояние 1,5–2 см, но не касаться друг друга. Затем всё в обратном порядке.
Усложнение:
• то же с закрытыми глазами;
• то же с речевым сопровождением (автоматизация звука в слогах, в чистоговорках)
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак (расположен горизонтально, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Усложнение:
• то же с закрытыми глазами;
• то же с речевым сопровождением:
Лягушка хочет в пруд (кулак, ребро, ладонь)
Лягушке скучно тут. (кулак, ребро, ладонь)
Упражнение «Перекрестные шаги»
Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте.
Упражнение «Ухо-нос»
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук.
Усложнение:
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
Межполушарные доски
При выполнении упражнения необходимо одновременно двумя руками провести бегунком по изогнутым линиям. При этом движения рук могут быть направлены как в одну сторону, так в противоположные. Рисунок линий может быть, как одинаковым, так и разным.
Ребенку выдается два карандаша, по одному в каждую руку. Нужно рисовать двумя руками одновременно, следуя инструкции взрослого, либо смотря на образец.
Рисование двумя руками
Рисунок 1. Ребенок рисует сначала по линиям вниз, а затем возвращается по тем же линиям вверх.
Рисунок 2. Левой рукой ребенок рисует по линии вниз, а правой – по линии вверх. Затем наоборот: правой рукой - вниз, а левой - вверх.
Рисунок 3. Ребенок рисует двумя руками по линиям слева направо, а затем по тем же линиям справа налево.