Наталья Горбунова
Методы экономического воспитания детей дошкольного возраста
На современном этапе развития экономических отношений в России стала актуальна тема: «Экономическое воспитание дошкольников».
Экономическое воспитание не только можно, но и нужно начинать как можно раньше, желательно с дошкольного возраста. С ранних лет ребенок узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», а затем и что такое «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Публикация «Методы экономического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Процесс экономического воспитания реализуется через различные методы его организации.
Существуют словесные, наглядные, практические, игровые методы
Основная форма методов экономического воспитания является игра.
В сюжетно – ролевых играх «Строительство дома», «Супермаркет» «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. Играя в дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Игры-развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины.
Игры - путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников, «Путешествие в прошлое предметов» и другие.
Экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами. Праздники (Ярмарка)
Наглядные методы – это показ и рассматривание иллюстраций с экономическим содержанием, использование ТСО и ИКТ (показ презентаций, просмотр мультфильмов и т. д) рассматривание предметов (продукт труда, товар, средства оплаты и т. д,
показ способа действия с различными предметами (денежные средства хранят в кошельке, как пользоваться картой и т. д).
Словесные методы – чтение сказок с экономическим содержанием «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
• «Муха-цокотуха»,
• В. Сутеев «Яблоко»,
• Ю. Яковлев «Кому спасибо говорим»,
• С. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно»,
• Г. Остер «Вредные советы»,
• Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены»
• Книга Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»,
Рассказ воспитателя – «Как появились первые деньги», «Какие бывают денежные средства», «Для чего нужны деньги».
Вопросы детей и ответы педагога.
Загадывание загадок, придумывание загадок.
Пословицы и поговорки с экономическим содержанием "Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться. ", "Глину не мять — горшков не видать. ", "Делу — время, а потехе — час. ", "Кто не работает, тот не ест. ", "Любишь кататься — люби и саночки возить. ", "Каков работник, такова ему и плата. "
Практические методы – опыты и эксперименты «Тонет не тонет» (с железной монетой и листочком бумаги».
Поисковые действия – «Что будет если намочить или постирать бумажную купюру» (она станет мятая и в последствии быстро порвется, что приведет к денежной потере, к убытку).
Выполнение практических действий – действия с кассовым аппаратом, с банковским терминалом.
Экономическое воспитание наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы.