Татьяна Тукиш
Методы восстановления речевых артикуляций у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
При наличии дизартрии у ребенка коррекционная работа логопеда обширна. Считаю, что проводить ее следует четко придерживаясь следующей последовательности:
1. Массаж органов артикуляции.
Наиболее часто применяю активизирующий массаж, когда мышцы имеют вялые параличи или паре-зы – это при бульбарной дизартрии. Расслабляющий массаж для мышц с повышенным тонусом, такой тонус бывает при псевдобульбарной дизартрии.
2. Артикуляционная гимнастика.
Публикация «Методы восстановления речевых артикуляций у детей с дизартрией» размещена в разделах
Артикуляционная гимнастика разнообразна, включает множество упражнений. Трудность состоит в том, что при увеличении нагрузки гипертонус может нарастать. В данном случае необходимо изменить способ подачи упражнений,увеличив паузы между ними. На ранних этапах коррекции ребенок может осваивать до трех новых упражнений.
Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
Одно упражнение выполняется 5-6 раз. Поза удерживается 10-15 секунд.
Одно задание выполняется 5-7 раз.
Удержание позы по 10-15 секунд.
В начале выполняем простые упражнения, постепенно переходя к более сложным.
Контролируем посадку: спина прямая, конечности расслаблены.
Все занятия обязательно проводятся в игровой форме.
3. Исправление произношения звуков речи.
Здесь важен индивидуальный подход. Не всегда начинаем с простых артикуляционных укладов. Хотя классически необходимо придерживаться традиционного порядка постановки звуков. Но иногда звук «Р» ставится первоначально, а легкий «С» ребенок осваивает в конце коррекции.
Важны компенсаторные возможности ребенка, т. е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно. И тогда, в первую очередь, выбираем те звуки, ко-торые максимально приближены к правильному произнесению, или те, артикуляционные уклады которых наиболее просты.
4. Нормализация речевого дыхания и голоса.
На данном этапе формируем у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания. Развиваем силу и продолжительность дыхания, увеличиваем его объем. Обязательны упражнения на нормализацию его ритма. И, конечно же, вырабатываем плавный, длительный выдох.
Работу также строю поэтапно:
1 этап – вырабатываем направленную воздушную струю;
2 этап – тренируем продолжительность речевого дыхания и умения на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3-6 слов
Желательно проводить с помощью игровых упражнений: 5 – 6 минут в проветриваемом помещении;
упражнение повторяется 3 – 5 раз. Дуем нет более 10 секунд.
5. Работа над выразительностью речи также проводим поэтапно.
I этап — формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
II этап — формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
Такого порядка следует придерживаться как при бульбарной, так и псевдобульбарной дизартрии.