Татьяна Войтенко
Методы воспитания и обучения дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Словесные методы – объяснения, указания, рассказы об окружающем и т. п. играют важную роль в обучении детей раннего возраста. Эффективность их при работе с малышами зависит от доступности их пониманию, эмоциональной выразительности, образности. Чтобы слово нужным образом повлияло на маленького ребенка, оно должно опираться на его чувственный опыт. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами воспитания и обучения. Практические методы. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практически действовать с предметами, обнаруживая их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их. Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия. При его использовании воспитатель не ставит перед детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способы ее решения. Он дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности. Очень важно в практической работе с детьми раннего возраста сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. Методы косвенного воздействия незаменимы при организации творческих видов деятельности детей – игры, рисования, лепки, конструирования и др.
Публикация «Методы воспитания и обучения дошкольников» размещена в разделах
Метод проблемного воспитания и обучения направлен на стимулирование познавательной активности, мышления, самостоятельности ребенка. Он предоставляет детям возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи (например, открыть коробочку с секретом, собрать машинку из конструктора, выложить узор из мозаики и т. п.). Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений (например, притягивание магнитом металлических предметов, окрашивание воды разными красками и т. п.).
Наглядные методы включают в себя непосредственное ознакомление детей с окружающим, природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг. Наглядность в обучении должна опираться на все виды чувственного опыта ребенка: зрение, слух, осязание.
Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи. Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность.
Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким. К. Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету».
В Детском саду наиболее ценными в отношении речевого развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. Ребенку - дошкольнику показывают как предметные, так и сюжетные картины, которые являются ценным материалом для развития речи. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребенка наглядными образами, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображенного предмета. Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения и пояснения сверстников, высказываться по поводу изображенного. Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях; развивает интонационную выразительность речи и умение составлять по картине небольшой рассказ.
Для детей часто большую трудность представляет последовательное изложение речевого материала. В этом случае могут помочь Серии картинок, которые являются своеобразным планам, они помогают ребенку наглядно установить связь различных эпизодов, выделить главное в сюжете. Достоинством использования картин является также то, что они помогают постепенно преодолеть ошибки в построении предложений. Очень интересным приемом наглядного метода, по моему мнению, является рисование.
Существует еще и такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.
Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.
Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
методы и приемы нетрадиционного рисования.
МЕТОД МОНОТОПИИ.
Монотипия - это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
КЛЯКСОГРАФИЯ.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
ГРАТТАЖ
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
РИСУНКИ С ПОМОЩЬЮ ПЕЧАТЕЙ.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь могут прийти печати из поролона, листьев, бросового материала. Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать. Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты или даже сюжетные композиции.
РИСОВАНИЕ НА МЯТОЙ БУМАГЕ.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на гладкой бумаге. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на мятой бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного мятой. Если будет бумага излишне мятой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется смять бумагу, а потом слегка расправить и смочить. И бумага готова к произведению неясных образов.
МЕТОД НИТКОГРАФИИ.
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичный мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.