Наталья Холодова
Методы, виды, типы, функции и жанры сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Методы, виды, типы, функции и жанры сказок
Сказкотерапия – это давний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; расширение воображения слушателя; психологической помощь при казалось бы неразрешимой жизненной ситуации.
Сущность сказкотерапии заключается в психологической развитости, решении внутренних проблем человека. При анализе той или иной сказки человек мысленно представляет сюжет в современном свете, анализирует сказочные ситуации, героев. Таким образом он мысленно приходит к пониманию и решению реальных жизненных обстоятельств. В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры, суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.
Темочки:
Виды сказкотерапии
Сказки делятся на четыре вида. Рассмотрим сказкотерапевтические методы для дошкольников более подробно.
Дидактические сказки
Также их называют обучающими. Их активно применяют при поднесении детям учебно-познавательной информации. Ребенок легче воспринимает знания через образы, символы.
Психокоррекционные
Часто используются взрослыми для влияния на поведение ребенка. Так, при негативном поведении малыша с помощью психокоррекционных сказок можно постепенно изменить поведение ребенка, изменив его собственный взгляд на свое поведение, научить понимать окружающий мир.
Психотерапевтическая сказка
Ее цель – создать в воображении картину окружающей среды. В таких сказках герои переживают различные реальные события, ситуации. Анализируя поведение действующих героев человек начинает осознавать поведение реальных людей со стороны. Ребенок же учится понимать других людей, их характер и человеческие качества.
Медитативные
Направлены на избавление человека от тревожного, напряженного состояния, погружение в приятные мысли, мечты и ощущения. В таких сказках есть только хорошие, добрые герои, полностью отсутствует негатив, что позволяет погрузить человека в положительный настрой. Их также используют, чтобы помочь клиенту с помощью его анализа сказки, придумывания дальнейшего сценария, найти решение действительных жизненных проблем.
Сказкотерапия как метод коррекции психологического уровня является очень эффективным и применимым специалистами в различных областях – как в работе, связанной с детьми, подростками, так и при взаимодействии со взрослыми людьми, для решения внутренней психологической проблемы. Эффективность заключается в восприятии сказок всеми поколениями без исключения. Ведь с самого детства, из поколения в поколение, взрослые рассказывают детям выдуманные истории. Многие малыши часто просят рассказать одну и ту же несколько раз подряд, потому что ее они воспринимают наиболее реально и ярко.
Сказкотерапия является самым легким, воспринимаемым способом повлиять на поведенческую модель человека, его внутренний мир, мышление.
В сказкотерапии используются различные литературные жанры, как народные (мифы, анекдоты, притчи, так и более современные (фэнтези, детективы). В зависимости от психологической проблемы каждому клиенту подбирается соответствующий жанр истории. Основа любой сказки – метафора. Термин определяет применение слов и фраз в переносном смысле, основанных на внешнем сходстве или сравнении.
Функции сказок
В сказкотерапии выделяют следующие функции :
• воздействие;
• сомволичность.
Воздействие сказки направляется на два психологических направления –
сознание и подсознание индивидуума.
Цель – донести до индивидуума жизненно важные явления, ценности, помочь установить цель, донести внутренний мир автора (авторская сказка).
Символичность сказки заключается в донесении информации:
• об устройстве мира, его создании;
• самореализации в жизни мужчин и женщин;
• о жизненных препятствиях и их преодолении;
• о человеческих ценностях;
• отношения с окружающим обществом (дружба, любовь);
• отношения между поколениями;
• прощение.
Типы сказок
Различают несколько типов сказок в зависимости от их цели, способа создания, их функций. Всего выделяют пять основных типов:
1. Художественная
Сюда относят авторские повествования, а также повести, передающиеся из поколения в поколение. Придуманные народами мира в различные временные промежутки, на сегодняшний день они с успехом используются психотерапевтами в психологической коррекции.
2. Народные сказки
Издавна их принято называть мифами, легендами. Это могут быть как истории об отношениях между животными и человеком (для детей, о бытовых ситуациях в отношениях семьи, сказки о перерождении и изменении (например, для людей с низкой самооценкой или детей, попавших в незнакомую, совершенно новую обстановку, например, новую семью, сказки страшилки (для переживания напряжения внутренне и подготовке к стойкому перенесению внешних тревог, сказки о волшебстве и чудесах (духовное развитие).
3. Авторские сказки
Как правило, применяются для тех, кто духовно устал, потерял силы и надежду на что-либо (победу над тяжелой болезнью, примирение с очень важным человеком и другое).
4. Дидактические
Используют для подачи учебного материала школьникам.
5. Психокоррекционные сказки
Обычно имеют определенную последовательность, план развития событий. Сюжет, как правило, немного схож с жизненной ситуацией клиента. В конце рассказ должен иметь мораль, подведение итога.
6. Психотерапевтические сказки
Такие рассказы направлены на жизненные ситуации, чувства, взаимоотношения, имеют глубокий смысл и заставляют задуматься над ним.
Это могут быть как самостоятельно сочиненные авторские, так и старинные народные сказания.
Способ воздействия с помощью сказкотерапии
Сказкотерапевт предлагает несколько вариантов работы со сказкой. В любом случае происходит терапевтическое воздействие на сознание клиента. Основная возрастная категория воздействия – дети и подростки. Как правило, терапевт действует по определенному плану:
• рассказывание сказки специалистом для создания положительного настроения клиента перед дальнейшими действиями;
• сказкотерапевтическая диагностика (обсуждение рассказанной терапевтом истории, детальное рассмотрение рассказа);
• самостоятельное сочинение сказки самим клиентом;
• подготовка к воплощению сказки в реальность (изготовление кукол для мини-театра). Создание кукол – героев, – помогает осознать внутреннюю проблему;
• воплощение сказки в реальное действие. Это может быть как актерское отыгрывание (удобно для группового занятия, так и инсценирование при помощи кукольного театра.
Виды сказок
Сказки делятся на различные виды – одни имеют напряженный сюжет, другие действуют умиротворяюще, третьи показывают со стороны жизненные ситуации. Сказкотерапия для детей предполагает решение тех или иных психологических проблем ребенка. Делятся они на несколько разновидностей:
• сказки, помогающие побороть внутренние страхи (врачей, темноты, собак и т. д.);
• успокаивающие для детей с гиперактивностью;
• сказки, призванные на умиротворение агрессии. Актуальны не только в работе с дошкольниками, но и с подростками;
• сказки для решения расстройств поведения, при которых проявляются физические проблемы: пропажа аппетита, недержание и другие;
• сказки для малышей, переживающих внутрисемейные глобальные изменения – развод родителей, появление нового члена семьи, желание найти другую семью;
• сказки для детей, переживших разлуку/потерю важного человека в их жизни, домашнего любимца.
Методы сказкотерапии
Ребенок часто не может выразить дословно свои мысли и желания. На почве невысказанности появляются капризы – «не хочу в детский сад», «не
буду есть эту кашу», «не хочу ложиться спать» и другие. Это очень раздражает, особенно молодых родителей.
Создается впечатление, что ребенок намеренно делает все не так, как нужно. В таких ситуациях родители начинают упрекать ребенка, отчитывать. Но нравоучения не помогают ребенку увидеть себя со стороны, понять свои ошибки. Поэтому все замечания взрослых оказываются бесполезными, не достигающими главной цели – повлиять на свое чадо, исправить поведение в лучшую сторону.
С помощью сказки можно отразить реальную ситуацию в глазах ребенка. Слушая рассказ, маленький человечек как бы примеривает на себя роль главного героя, переживает его эмоции и чувства. В то же время он понимает, что это только вымышленный герой, но подсознательно старается ему подражать. Таким образом при сочинении собственной сказки можно вместе с ребенком обдумать несколько вариантов действий главного героя в различных ситуациях и к чему они могут привести, выбрать, какое решение будет более правильным. Так у детей формируется видение хорошего и плохого поступка человека, он учится думать наперед, предполагать ход жизненных событий при совершении определенных действий. Например, художественные сказки ярко показывают малышам различные черты характера: для хвастунишек подойдет сказка «Заяц-хвастун», а при отсутствии чувства ответственности можно прочесть «Приключения Незнайки». После прочтения малышу сказки можно разобрать поведение главных героев и последствия их поступков. Поразмыслив, ребенок найдет схожесть своих поступков и главных героев, сделает выводы и будет стараться исправиться. Выслушав рассуждения чада, родители смогут лучше понять его характер, взгляд на окружающий мир, причину тех или иных поступков, и правильно на них отреагируют в следующий раз. Так два разных поколения смогут понять друг друга, сблизиться духовно.