Анастасия Геннадьевна Кашникова
Методы развития активной речи у детей в младшей группе детского сада
Методы развития активной речи у детей в младшей группе
Публикация «Методы развития активной речи у детей в младшей группе детского сада» размещена в разделах
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации становится работа с детьми младшего дошкольного возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Обычно ребенок к 3 годам практически усваивает родной язык. У детей этого возраста становится лучше звуковое оформление слов, фразы звучат более развернуто, но у некоторых детей младшего возраста отмечается некоторое отставание в речи, они говорят нечетко, слова и отдельные звуки произносят неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают, переставляют звуки и слоги. Речь детей однотипна и проста. Однако, уже в таком возрасте, дети проявляют интерес к словам. Таким образом, младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В связи с этим проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
Значительное ухудшение здоровья детей привело к появлению речевых нарушений;
постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов. Методы развития речи можно разделить на три группы : словесные, наглядные, практические.
Словесные методы : чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Наглядные методы : наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. наблюдения в природе; экскурсии; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.
Практические методы : дидактические игры; пальчиковые игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.
Поговорим о них более подробно о некоторых приемах.
Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему не ту игрушку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
Пескотерапия — это игра с песком как способ развития ребенка. Игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
Но основными приемами развития речи в младшем дошкольном возрасте являются игровые приемы:
Игра – один из самых лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость. Эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Я использую с детьми младшего возраста понятные детям образы – подвижные игры-имитации (птички, собачки, самолетики со звуковым сопровождением выбранного образа); мы поем песни, например, про весну с сопровождением пальчиками движений дождя, ветра и т. д.
Важно отметить, что в младшем дошкольном возрасте наглядные игровые методы вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции (рассматривание кукол, книжек, картинок и т. д.). В развитии речи словесные методы должны сочетаться с наглядными игровыми методами (пересказ сказок, рассказов по картинкам). Для развития речи создаются игровые ситуации – в группу вносятся игрушки и обыгрываются ситуации, например,
Отдельную группу приемов составляют развивающие дидактические игры :-
1) Какой это предмет 2) Опиши куклу 3) Чудесные кубики 4) Где игрушка?
В младшем дошкольном возрасте процесс развития речи идет постоянно. Так, в режимных моментах также используюся приемы активизации речи.
Присказки есть на каждый режимный момент – утреннюю гимнастику, умывание, прием пищи, одевание на прогулку и саму прогулку, подготовку ко сну и пробуждение ото сна, причесывание и т. д.
Таким образом, активизация речи дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощрять двигательную и познавательную активность ребенка, больше разговаривайте с ним в процессе игры. И в результатом работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.