Анна Коваленко
Методы психолого-педагогического сопровождения ребёнка с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Методы психолого-педагогического сопровождения ребёнка с умственной отсталостью
Ребенок с нарушением интеллекта нуждается в специальных методах, приемах и
средствах воспитания и обучения, которые учитывают особенности его развития. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка.
Публикация «Методы психолого-педагогического сопровождения ребёнка с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Наиболее эффективными в работе с умственно отсталыми детьми являются игровые, наглядные и практические методы обучения.
Наиболее доступны для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии практически-действенные методы воспитания. Метод приучения и упражнения используется при формировании навыков социального поведения, навыков самообслуживания и хозяйственно - бытовых умений, навыков самоорганизации и др.
Другие практически-действенные методы (игра, образовательные ситуации)
применяются в сочетании с различными информационными методами. Адекватность восприятия информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. На начальных этапах образовательные возможности бесед, рассказов, разъяснений, чтения художественной литературы значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Речевое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность, бедность житейского и социального опыта не позволяют большинству детей с отклонениями в развитии в полной мере осваивать нравственно-этический потенциал народных сказок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать из них поучительный смысл. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога.
Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка — их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) — абстрактный заменитель ( фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка и пр.) — только словесное поощрение.
Эффективным при работе с умственно-отсталыми детьми является использование
методов игровой терапии. Численность терапевтической группы может быть обусловлена особенностями детей, но не должна превышать пяти человек. В виду сложности заболеваний детей, группы с большой численностью могут не только снизить терапевтическую и обучающую функции, но и стать неконтролируемыми.
Использование информационно-коммуникационных технологий, методов арттерапии, пескотерапии, игровой терапии, куклотерапии в коррекционно-развивающей работе дает положительный эффект, способствуя социальной адаптации и комплексному развитию личности детей с умственной отсталостью, позволяя им возможность стать полноценными членами общества.
Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей
способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка) которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Организация работы специалистов предполагает также обучение родителей
отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.