Галина Синюкова
Методы психолого-педагогического сопровождения, или Успешный ребенок рядом
▼ Скачать + Заказать документы
Методы психолого-педагогического сопровождения или
успешный ребенок рядом
Исходя из социотворчества, как фактора, влияющего на успешную адаптацию ребенка в постоянно изменяющемся мире, среде, поговорим о психолого-педагогическом сопровождении воспитанников с ОВЗ.
Диагностика психического развития в 2021 году показала постепенное снижение уровня развития:
• образных представлений о человеке,
• умения группировать предметы по их функциональному признаку,
• обобщения, классификации по лексическим темам,
Публикация «Методы психолого-педагогического сопровождения, или Успешный ребенок рядом» размещена в разделах
• способности устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в предложениях,
• понимания сюжета,
• составлении последовательных рассказов по серии картинок.
Трудности при рассуждениях, выражении своих мыслей, создают основу для конфликтов в группе сверстников, а также внутриличностные, т. к. не удовлетворяются основные потребности в эмоциональной безопасности.
Исходя из анализа диагностики, особенностей конкретной группы детей, семейного воспитания были выбраны следующие методы психологического сопровождения :
• игры с мячом,
• игры в системе ТРИЗ,
• фасилитированная дискуссия,
• т-я анализа и обсуждения художественного произведения,
• развитие чувства юмора, воображения.
1. Игры с мячом с элементами соревнования, перестроений по кругу, в колонну, парам, тройкам направлены на словарную работу по словоизменению, работу с конструкциями предложений, обобщающими понятиями, классификацию по лексическим темам, общую осведомленность.
Дошкольникам очень нравится игра с тканью круглой формы, на которой дети балансируют, прокатывают друг другу легкий мяч, пытаются удержать его на неустойчивой поверхности из положения стоя, сидя и одновременно развивают умение слышать вопрос, обдумать ответ и воспроизводить его. Это достаточно трудно, т. к. в содружество с системами организма включаются все психические процессы.
2. Т-я ТРИЗ используется для развития образных представлений о человеке и пространственных представлений.
Это таблицы из произвольного числа строк и столбцов, по вертикали буквы, по горизонтали цифры, в ячейках модели, условные обозначения, придуманные вместе с детьми. Строка А – движения головы, Б – рук, В – ног, Г – движения тела, потом направление движения, скорость и т. п. Дети выбирают шифр и принимают позу. Можно играть в любом количестве. Например, шифр: А3, Б2, В4, Г1 и. т. д. Т. е. отвернуться от всех, опустить руки вниз, кисти развести в стороны, ноги согнуть в коленях и прыгать вперед 3 метра.
Или гадалки-оригами, внутри которых зарисовки поз, внешних особенностей человека, эмоций, а на внешней стороне буквы. Загадывая шифр, дети выбирают элемент и постепенно рисуют изображение человека по типу фоторобота. Образы получаются совершенно разные, причудливые, оригинальные, неповторяющиеся, а словарь пополняется множеством понятий ориентировки в пространстве и образа человека.
3. В методе фасилитированной дискуссии (в переводе с англ. «облегчать, помогать») роль взрослого – организовать комфортную речевую среду по очерченному кругу основных правил:
• предоставить время на спокойный просмотр картины, иллюстрации, фотографии, фото скульптуры,
• особая формулировка и последовательность вопросов,
• возможность высказаться всем желающим,
• принятие всех версий,
• запрет на оценивание ответов детей или высказывание собственного мнения,
• окончание в случае повтора версий или при «затухании» беседы.
Нам нравятся картины В. Румянцева «Питерские коты», иллюстрации из «Азбуки» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; «Новогодняя тематика» А. Ломаева, К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», К. П. Брюлова «Всадница», скульптуры львов Петербурга. Дошкольники активно рассуждают о переживаниях, разъясняют субъективное оценочное отношение к происходящему, прислушиваются к похожему мнению.
Фасилитированная дискуссия выступает как катализатор совершенствования позитивной социализации и успешности в развитии связной речи ребенка.
4. Технология анализа и обсуждения художественного события на примере мультфильмов с целью развития эмоционального интеллекта, помогла например, выявить внутренние противоречия, проблемы. Главное, чтобы мультфильмы были короткие: 1-5 минут, непознавательного характера, раскрывающие мир чувств и переживаний героев, без литературного текста, со звучанием либо музыки, либо в чередовании пауз тишины и звуков.
Они широко представлены на образовательном портале «Арзамас» в разделе «Детская комната»
Данная технология позволяет развивать публичную речь, речь-аргументацию, объяснение, рассуждение, утверждение, речи-доказательства и др.
5. Употребление рифмованных перевертышей, небылиц на развитие чувства юмора и воображения. Это лингвистические сказки Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые» в различных вариантах. Детские небылицы–перевертыши, прибаутки в шутливой форме смешат и путают, это своего рода веселая игра слов, раскрывающая еще один путь к творчеству.
Злая кошка громко лает, дом хозяйский охраняет.
Стой! Тебя она не пустит! Не послушаешь – укусит!
Или
Снег идет! Жара такая! Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело – лето красное пришло!
Идти на компромисс, находить решения, которые бы всех устраивали, увидеть позитивное, оптимистичное, услышать собеседника – это полезные качества для развития успешности.
Изложенные методы развивают связную речь, логическое мышление, формируют культуру дискуссии. Регулируется самооценка, совершенствуется коммуникативная компетентность. РЕБЕНОК опирается на иное положительное мнение: «Меня выслушали и приняли».
Но самое главное, верить в успешность ребенка, ценить его усилия, развивая оптимизм по жизни. Успешный ребенок – это любимый ребенок, у которого все получится.
Пусть его успешность проявится в радости к жизни, стремлении к цели, умении находить поводы для счастья.
«Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху» (Джим Рон).