Ольга Бурцева
Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методы обеспечения ранней социализации
детей дошкольного возраста
Первые годы жизни ребенка - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития.
Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Публикация «Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Важнейшей сферой, обеспечивающей социализацию ребенка, является общение. Развитие общения - актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов и другие педагоги.
Анализ работы дошкольных учреждений показывает, что все усилия воспитателей направлены только на формирование морального сознания, недооценивается роль эмоций в общей системе усвоения дошкольниками моральных правил, не используются в должной мере этически ценные ситуации, побуждающие к внутренней активности ребенка.
Поэтому задача педагогов состоит не только в том, чтобы дать детям определенную сумму моральных знаний о правилах поведения среди людей, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни.
Сознавая необходимость организации работы по формированию культуры речевого общения дошкольников, были определены цель и задачи нашей работы.
Поставленные цель и задачи реализовывались поэтапно.
Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо» и с осознания своих поступков как хороших или как плохих.
Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать и увидеть. Как «оживить» эти понятия? Ответить на эти вопросы нам помогла Хорплоша - это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей, оценивает их. Хорплоша помогает нам в работе по развитию общения. Создан «Уголок Хорплоши2, где в течение дня отмечается поведение и поступки детей. В конце дня подводится итог. Его придумала Вера Кулькова.
Для развития общения используется все пространство группы - ширмы, разные виды театров, макеты, предметы ряжения, настольные игры, строительные наборы, уголки сюжетно-ролевых игр, игрушки-телефоны, коврик дружбы, «Уголок Хорплоши».
Развивающая предметная среда раскрывает свои возможности детям благодаря их общению с педагогом и сверстниками в этой среде. Таким образом, от подготовленности, компетентности, доброжелательности и заинтересованного отношения к детям педагога зависит, будет ли одухотворённой предметная среда, захотят и смогут ли дети её освоить в своей деятельности. Педагог не наставник или учитель, а посредник и партнёр в познании детьми чего-то нового.
Проведение работы по речевому общению проходит в непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет каждому ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила речевого общения. Особенность работы заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.
Своё общение с детьми осуществляем с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. В работе с детьми используем демократический стиль общения, т. к. именно он позволяет установить между ребенком и воспитателем доверительные, раскрепощенные отношения, создаёт условия для развития детского общения.
Мы используем различные методы и приемы воспитания норм поведения и общения у дошкольников.
Объединяем детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.
У детей возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, заставляют тянуться к сверстникам. Общение - «ребенок - ребенок», «ребенок - дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит ребенка в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.
Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Прививаем ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками.
На практике мы поняли, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Поэтому знакомство с правилами поведения и общения, упражнения в их выполнении, мы решили проводить на специально организованных занятиях один раз в месяц. А для того чтобы знакомство с правилами вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и стали личностно-значимыми, мы используем сказочных персонажей. Так, например, одним мы подсказываем, как себя вести; другие учат нас тем или иным правилам; а третьи учатся вместе с нами. Главный персонаж – это Хорплоша, она оценивает поступки детей во всех видах деятельности.
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, коммуникативные игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил. Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. Во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться.
С целью закрепления навыков и умений мы используем наглядный материал, который в доступной и образной форме напоминает детям о правилах общения. После чтения сказок, рассказов, стихов обязательно обсуждаем с детьми поступки героев. Задаем вопросы, позволяющие думать и делать выводы.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы используем различные виды театра. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Нами были разработаны программы кружков для детей раннего возраста «Росинка» и для детей второй младшей группы «Затейники». На занятиях дети раннего возраста учились выполнять имитационные движения различных животных, уметь эмоционально показать свое отношение к произведениям народного творчества. А на занятиях в кружке «Затейники» закрепляли умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции; умение договариваться, сотрудничать со сверстниками.
Работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому в индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости выработки общих требований к речи ребенка.
Родители должны соблюдать те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Партнерские взаимоотношения педагогов и родителей при совместных усилиях позволяют достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.
Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Задачи воспитания культуры общения решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Для оценки изучения уровня развития проводилась диагностика по методике «Секрет», разработанная Т. А. Репиной. Цель методики: изучение и оценка межличностных отношений в группе. Подсчитывалось количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых» и «изолированных». «Предпочитаемых», кого выбрали 5-7 детей: 7 человек (29%, «принятых», которых выбрали 1-4 детей: 14 человек (58%, «изолированных» - 3 ребенка (13%, которых не выбрал никто. Если сравнить с диагностикой прошлого года – увеличилась на 11% и 8% «предпочитаемых» и «принятых» соответственно и уменьшилась на 20% «изолированных». Можно сделать вывод: 7 детей группы являются лидерами или имеют задатки лидерских качеств, «ведомых» 14 человек. Не набрали предпочтения других детей 3 ребенка, с которыми ведем работу по повышению самооценки и развитию открытости для сверстников.
Работу по развитию культуры общения будем продолжать, чтобы у детей сформировалось осознанное отношение к правилам поведения и их взаимодействия со сверстниками укрепились, стали более организованными, чтобы дети научились дружить. Ведь «без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности», как сказал Сократ.