Юлия Кашеварова
Методы изучения педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Методы изучения педагогического опыта
Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы :
1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе образовательного мониторинга учащихся; сравнение документов автора педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности;
2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта.
Публикация «Методы изучения педагогического опыта» размещена в разделах
3. Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации образовательно-воспитательных процессов и явлений. Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.
4. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов.
5. Метод самооценки : метод, оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
6. Беседа: ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.
7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов.
8. Изучение продуктов деятельности: изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности.
9. Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим) : Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта.
10. Обработка фактического материала осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а затем обобщения, установления определенных закономерностей.
Используя перечисленные методы обработки фактического материала, педагогический опыт может быть обобщен в следующих формах:
- доклад, статья, отчет;
- буклет, плакат, листовка;
- кинофильмы, компьютерные презентации, видеоролики;
- видеозапись, магнитофонная запись;
- методические разработки и др.
Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и, при необходимости, добрать его, провести практическую проверку полученных результатов.