Сергиенко Елена
Методы и приёмы при работе с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приёмы при работе с художественной литературой.
Всем известно воздействие худ. Литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка.
Основные методы ознакомления с художественной литературой :
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.
2. Рассказ воспитателя. Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование)
3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением (старший дошкольный возраст)
Публикация «Методы и приёмы при работе с художественной литературой» размещена в разделах
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
Маленькому ребёнку легче воспринимать рассказ, чем чтение. Обычно сказку рассказывают несколько раз. Хорошо способствуют активизации детей имитационные движения (Как дет вытащил репку, большая пребольшая и т. д.).
Типы занятий: где используются основные приёмы работы с худ. лит. Словесный, Игровой (практический, Наглядный
- Чтение и рассказывание одного или нескольких произведений одной тематики. Так же объединение произв. одного жанра.
- Объединение произ. разных жанров искусства (использование музыки, репродукций, театральных постановок).
- Чтение и рассказывание с использованием наглядных материалов (игрушки, театра, фланелиграфа и т. д.) Наглядный приём
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
- Как часть занятия по развитию речи (логически связанное с содержанием занятия и как самостоятельная часть).
Один из приемов использования иллюстраций.
Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия. Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспринимать текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Необходимо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекая от содержания услышанного. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей к данной книге.
Давно замечено, что стихи более предпочтительны для детей, чем проза. Особенно потешки, где ребёнок может себя проявить как слушатель, действующие лицо, зритель. Своего рода применение своего опыта на практике, что несомненно способствует возникновению интереса к данной деятельности.
Как и все другие деятельности, работа с худ. лит. требует подготовки.
Важна подготовка к восприятию произведения. Спокойная обстановка, вызов интереса, эмоции педагога. При чтении и умение не отвлекаться на дисциплинарные моменты (достаточно паузы или понижение голоса).
Несколько приемов формирования полноценного восприятия произв. детьми. Выразительное чтение воспитателем, рассматривание иллюстрации, беседа о прочитанном, объяснение незнакомых слов и про необходимости повторное прочтение.
Ну и в заключение хочу заметить, что при помощи элементарного чтением педагог решает множество задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.
Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой :
Словесный:
Объяснение незнакомых слов
Чтение произведений
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи.
Игровой (Практический) :
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копы течку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.