Наталья Панова
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л. Р., Комарова Т. С.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.
Публикация «Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.
Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Одной из причин этого является образ жизни семей, где воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников является самой первой ступенькой, ведущей подрастающее поколение к здоровому образу жизни.
Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально четкий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий.
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
К методам формирования гигиенических навыков можно отнести :
• Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
• Пример взрослого;
• Приучение, упражнение;
• Создание воспитывающих ситуаций;
• Поощрение помогает ребенку: утвердится, поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);
• Показ и объяснение.
Показ и объяснение.
В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.
Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.
Упражнение и контроль.
Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т. к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.
Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.
Пример взрослых.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)
Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
Игровые приемы.
Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.
Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.
Дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, ООД.
Навыки культуры еды и поведение за столом
Д/У «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать».
Д/У «Поможем зверушкам накрыть стол к обеду».
Д/У «Как мама учила правильно Мишку кушать».
Д/У «Как Мишка учился кушать вилкой».
Д/У «Мишка пригласил в гости зайку и ежика».
Д/У «Угостим кукол чаем».
ООД «Мы готовим обед».
ООД «Накроем на стол».
ООД «День рождение у куклы Маши»».
Навыки самообслуживания.
Одевание-раздевание
Д/и «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки».
«Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, где лежат наши вещи»
Д/У «Туфельки поссорились - подружились»,
Д/У «Уложим куклу спать»
Д/У «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
Д/У «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»,
Д/У «Оденемся на прогулку».
ООД «Такие разные носочки»,
ООД «Найди пару»,
ООД «Уложим куклу спать».
Навыки мытья рук и умывания.
Д/У «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»,
Д/У «Научим Мишку, правильно умываться»,
Д/У «Покажем Мишке, как вытирать руки и лицо полотенцем»,
Д/У «Вымой руки».
ООД «Умывалочка»,
ООД «Сделаем лодочки»,
ООД «Мыльные перчатки»,
ООД «Водичка- водичка».
Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,
книг, беседы.
Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,
книг, бесед, инсценировок уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.
Навыки культуры еды и поведение за столом.
Чтение потешек: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Идет коза рогатая»,
«Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысонька».
Чтение: З. Александрова «Вкусная каша», Е. Благинина «Аленушка»,
С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает».
Навыки самообслуживания.
Одевание-раздевание
Чтение: «Наша Маша маленька», З. Александрова «Катя в яслях», «Мой Мишка»,
Н. Павлова «Чьи башмачки», И. Муравейка «Я сама».
Навыки мытья рук и умывание.
Рассматривание картинок «Дети моют руки», «Мама моет дочку».
Беседа по ним.
Рассматривание картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».
Чтение потешки «Водичка, водичка…»
Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки».
Индивидуальная работа
В процессе формирования культурно-гигиенических навыков педагог обязан использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать уровень его развития.
Предметно-пространственная развивающая среда
Для того, чтобы у детей сформировать знания о здоровом образе жизни, в группе должна быть создана предметно-развивающая среда. Совместно с родителями можно организовать «Центр здоровья», в котором разместить «уголок доктора», повесить ростомер, оформить альбом «Гигиена и здоровье», расположить картотеку комплексов и упражнений по здоровье - сбережению.
Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.