Кадашинская Елена
Методы и формы в начальном экологическом образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, поэтому умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.
Достижение определенного уровня экологической культуры личности ребенка, формирование экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.
Публикация «Методы и формы в начальном экологическом образовании» размещена в разделах
Существуют нетрадиционные методы эковоспитания-это экологический проект, эколого-психологический тренинг, экологическая акция и различные экологические игры. Предлагаю ознакомиться с ними.
Экологический проект-это педагогическая технология, которая ориентируется на применении на практике уже имеющихся знаний и приобретение новых путем самообразования. Здесь дети решают определенные задачи в процессе исследования. Какие же достоинства у проекта?
1. мотивация к познанию
2. развитие творчества
3. создание совместного продукта
4. умение делать выбор
5. умение анализировать результаты творчества
6. возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром
7. формирование детской самостоятельности
8. реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, осознанного взаимопонимания
9. обеспечивает рост личности ребенка
Проектная работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием. К наблюдениям детей нужно относиться серьезно, как можно чаще хвалить. Необходимо поддерживать естественный интерес ребенка к природе, его любознательность. Эти качества- залог успеха реализации проекта.
Экологический тренинг-проводится в группе, на участке, где присутствуют объекты природы.
Он способствует решению следующих задач:
-расширение чувственного опыта детей
-развитие чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности жвой природе, чувства сопереживания
-формирование активной жизненной позиции по отношению к природе
-обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой
Содержание упражнений, которые используем в работе с детьми, рассматривается в работе В. Зебзеевой «Эколого-психологический тренинг».
Экологическая акция-ряд действий для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания. Это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил. Акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе.
Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. Именно поэтому, экологические акции могут быть приурочены к датам, событиям, например, Новый год, День Земли, день птиц и т. д.
Экологические игры-здесь в полной мере раскрываются творческие способности детей, игра всегда несет дух непринужденности и раскованности.
Экологические игры бывают :
Ролевые («Строительство города»)-основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности.
Дидактические («Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает»).
Соревновательные («КВН», «Поле чудес»)-стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений.
Игры-путешествия («На лесной поляне»…
Педагог выбирает те виды игр, которые ему более подходят, это зависит от рабочей программы, от возможности дошкольного учреждения, от уровня подготовленности воспитанников.
Экологический кризис подвинул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно-технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе «человек-природа-общество». И мы, педагоги должны приложить все свое мастерство, опыт, знания, творчество, чтобы воспитать гуманную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Подготовила воспитатель Кадашинская Е. Е.